Судебный акт
Отказ в обеспечении жильем
Документ от 27.01.2015, опубликован на сайте 06.02.2015 под номером 49989, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Рыбалко В.И.                                                                        Дело № 33- 265/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                27 января 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Казаковой М.В.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 октября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковое требование прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Соколовой О*** А*** к администрации города Ульяновска о  возложении на  администрацию города Ульяновска обязанности предоставить Соколовой О*** А*** жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилого помещения по г. Ульяновску – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Соколовой О.А. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о предоставлении жилого помещения  по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Соколова О.А., *** года рождения, инвалид *** группы, с 22 января 1981 года зарегистрирована и фактически проживает в щитовом доме, 1962 года постройки,  общей площадью 43,2 кв. м, по адресу: г.Ульяновск, станция Б*** (***). В период с 1979 года по июнь 2014 года Соколова О. А. работала в негосударственном образовательном учреждении «Ульяновский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - Ульяновский аэроклуб «ДОСААФ»). Дом размещается на территории аэродрома Ульяновск (***). Владелец аэродрома - ДОСААФ России. Щитовой дом, в котором проживает Соколова О.А., находится в числе 41 объекта, входящих в состав федеральной собственности и переданных на баланс Ульяновского аэроклуба «ДОСААФ». Щитовой дом, в котором проживает Соколова О.А., в числе других объектов относится к инфраструктуре аэродрома государственной авиации, т.е. данный дом имеет статус нежилого помещения. Щитовые дома, размещенные на территории аэродрома, использовались для временного пребывания в нем летно-технического состава в летний период. Указанное помещение выделено в 1979 году для временного проживания отцу Соколовой О.А. - С*** А.А., *** года рождения, участнику Великой Отечественной войны, работавшему в Ульяновском аэроклубе ДОСААФ т***, умершему в *** году. В этот же дом вселились для проживания в 1979 году Соколова О.А. с сыновьями. В доме имеются сети электроснабжения, отопление печное, системы водоснабжения, канализации отсутствуют. С*** А.А. с семьей (дочерью-истицей и ее сыновьями) состоял на учете на улучшение жилищных условий по месту работы. На такой учет он был поставлен на основании решения администрации и профкома Ульяновского учебного авиационного центра ДОСААФ 19 января 1984 года за номером ***. Вместе с тем, из сведений, полученных прокуратурой района из администрации города Ульяновска, следует, что Соколова О.А. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Ульяновске не состоит. Как установлено прокурорской проверкой, учетные дела граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Исполкоме Засвияжского районного Совета народных депутатов (в настоящее время администрации Засвияжского района), были переданы по актам приема-передачи от 05 декабря 2012 года и от 06 марта 2013 года в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска. В числе переданных учетное дело гражданина Соколова А.А. не значится. Просил суд обязать администрацию г. Ульяновска предоставить Соколовой О.А. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилого помещения в г. Ульяновске.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Засвияжского района г. Ульяновска, администрацию Железнодорожного района                    г. Ульяновска,  негосударственное образовательное учреждение «Ульяновский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (Ульяновский аэроклуб ДОСААФ), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ТУ Росимущества в Ульяновской области), комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства (КУГИГ) администрации г. Ульяновска, и, рассмотрев заявленный спор по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что решение основано на неправильном толковании норм закона, выводы суда  не соответствуют обстоятельствам дела. Считает незаконным вывод суда о том, что включение гражданина по месту работы в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не означало автоматического включения данного гражданина в аналогичный список в органе местного самоуправления по месту жительства гражданина, поскольку  учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, не имеющих жилищного фонда и не ведущих жилищного строительства или не принимающих долевого участия в жилищном строительстве, по месту работы производился исключительно для уточнения таких списков.            По мнению автора представления, оснований для снятия Соколовой О.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось и не имеется, поскольку сведения о постановке их семьи на учет были переданы в орган местного самоуправления своевременно, что подтверждается справкой Исполкома Засвияжского районного Совета народных депутатов, выданной в 1988 году.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Соколовой О.А., представителей администрации города Ульяновска, администрации Засвияжского района г. Ульяновска, администрации Железнодорожного района   г. Ульяновска,  негосударственного образовательного учреждения «Ульяновский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и Флоту России», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Соколова О.А. с 1979 года по июнь 2014 года работала в Ульяновском аэроклубе ДОСААФ. В настоящее время истица является пенсионером по старости.

С 22 января 1981 года Соколова О.А. зарегистрирована по адресу: г.Ульяновск, станция Б*** (площадка).

Помещение, в котором зарегистрирована истица, представляет собой щитовой дом, 1962 года постройки, общей площадью 43,2 кв.м, с печным отоплением и электроснабжением; он расположен на территории аэродрома Ульяновск (***), относится к инфраструктуре аэродрома, имеет статус нежилого помещения.

Ранее данный дом использовался для временного пребывания в нем летно-технического состава в летный период.

В 1979 году указанный дом был предоставлен для временного проживания отцу Соколовой О.А. - С*** А.А., *** года рождения, участнику Великой Отечественной войны, работавшему в Ульяновском аэроклубе ДОСААФ т***. В том же 1979 году в данный дом вселилась истица с сыновьями.

Согласно справке Исполкома Засвияжского районного Совета народных депутатов от 15 июля 1988 года С*** А.А. (отец истицы) с семьей состоял на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту работы. Отец истицы был поставлен на учет 19 января 1984 года на основании решения администрации и профкома Ульяновского учебного авиационного центра ДОСААФ; по состоянию на июль 1988 года С*** А.А. значился в очереди за номером ***.

Из материалов дела следует,  что в *** году отец истицы умер, а Соколова О. А. отсутствует в администрации города Ульяновска в списке лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая требования, заявленные прокурором Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Соколовой О.А., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для их удовлетворения.

До 01 марта 2005 года вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями были урегулированы разделом III Жилищного кодекса РСФСР.

Право на получение жилого помещения в пользование в домах государственного или общественного жилищного фонда было закреплено за гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий (статья 28).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства (статья 30).

В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении гражданам сообщалось в письменной форме.

Статьей 33 указанного Кодекса был закреплен принцип очередности предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Проанализировав положения ранее действовавшего законодательства, регулировавшего вопросы обеспечения граждан жильем, в том числе Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение гражданина в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по месту работы не означало автоматического включения данного гражданина в аналогичный список в органе местного самоуправления по месту жительства гражданина.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доводы прокурора о том, что Соколова О.А. до 2005 года  была включена (самостоятельно или как член семьи С*** А.А.) органом местного самоуправления по месту жительства в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Доводы апелляционного представления об обратном ничем не подтверждены.

Справка, на которую ссылается автор апелляционного представления, подтверждает лишь факт включения отца истицы – С*** А.А. на учет граждан, нуждающихся в жилье, по месту его работы.

Сведений о том, что Соколова О.А. обращалась в администрацию города Ульяновска по вопросу ее обеспечения жильем ранее, чем возник настоящий спор, материалы дела не содержат.

Само по себе отсутствие у Соколовой О.А. в настоящее время жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма не влечет для администрации города Ульяновска безусловной обязанности обеспечить истицу жильем.

Доводы, приведенные в апелляционном представлении, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Железнодорожного района города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: