Судебный акт
Изменение состоявшихся актов в сфере содержания автодорог
Документ от 22.01.2015, опубликован на сайте 06.02.2015 под номером 49829, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 12.34, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Старостин Д.С.                                         Дело № 7-6/2015 (7-388/2014)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         22 января 2015 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе директора областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина С*** М*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2014 года, которым суд постановил:

Постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Барышский» Ульяновской области Леванова К.Е. № *** от 17 октября 2014 года о привлечении областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить размер наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

 

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Барышский» Ульяновской области Леванова К.Е. № *** от 17.10.2014 областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Департамент) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В вину ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» вменено то, что учреждение допустило нарушение правил содержания автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии: 18.09.2014 в 16 часов на автодороге «Бестужевка-Барыш-Николаевка» с 4 км по 8 км + 900 м отсутствовала дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6, предусмотренная Правилами дорожного движения РФ, на 8 км + 46 м, в зоне действия дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 отсутствовала дорожная разметка 1.14.1, предусмотренная Правилами дорожного движения РФ. Наличие отсутствующей разметки предусмотрено проектом организации дорожного движения.

 

Не согласившись с указанным постановлением, директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобин С.М. подал на него жалобу в Барышский городской суд Ульяновской области.

 

Рассмотрев жалобу Холтобина С.М. по существу, судья Барышского городского суда Ульяновской области вынес указанное выше решение.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобин С.М. не соглашается с постановлением и вынесенным по жалобе решением, просит их отменить.

В обоснование жалобы указывает, что судом не установлена категория спорной автодороги. Между тем, указанная в постановлении ОГИБДД автодорога «Бестужевка-Барыш-Николаевка» не входит в перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 №431-П. Следовательно, не является собственностью Ульяновской области и не закреплена за Департаментом.

Инспектором Левановым К.Е. не проверялось - были ли Департаментом заключены государственные контракты на обслуживание и содержание или ремонт указанного участка автодороги, предусмотрена ли ответственность подрядчика за ненадлежащее содержание дороги на основании заключенных договоров. Должностные лица организации подрядчика и организации заказчика не вызывались и не опрашивались, проект организации дорожного движения, государственный контракт и другие необходимые документы не запрашивались

Считает, что административное расследование проведено неполно, в связи с чем не соглашается с выводами суда, что данные доводы не могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления.

Не согласен с выводами суда о том, что заключение Департаментом государственного контракта от 24 июня 2014 г. № *** с ЗАО «Г***» по ремонту автомобильных дорог не свидетельствует о надлежащем осуществлении Департаментом дорожной деятельности в части соблюдения требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-93 об обеспечении постоянного наличия на автомобильных дорогах дорожной разметки, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ, а также проектом организации дорожного движения, поскольку горизонтальная разметка до фрезерования дороги в рамках контракта от 24.06.2014 № ***, была нанесена ООО «У***» по Государственному котракту № *** от 29.01.2014 в период с 24.05.2014 по 07.06.2014.

Полагает, что постановление вынесено незаконно, поскольку инспектор ОГИБДД Леванов К.Е., назначив дело к рассмотрению на 14 часов 30 минут 17 октября 2014 года и известив об этом Департамент, фактически в это время участвовал в судебном заседании по другим делам, находившимся в производстве Барышского городского суда Ульяновской области.

Кроме того, полагает, что установленный судом штраф не соразмерен последствиям нарушения обязательств по содержанию дороги.

 

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Лялину О.Ю., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

 

Статьей 12.34 КоАП РФ на юридических лиц, ответственных за состояние дорог, возложена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу п.6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Как следует из ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно Уставу Ульяновской области ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является некоммерческой организацией, созданной для исполнения государственных функций и (или) оказания государственных услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов).

В Уставе Департамента отражено, что его основными целями являются: организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них за счет и в пределах выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств (п.2.3.1, п.2.3.2 Устава) и обеспечение сохранности автодорог, содействие обеспечению развития и улучшения их технического состояния (п.2.3.3 Устава).

Департамент осуществляет следующие виды деятельности: выполняет функции государственного заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог, финансируемых за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области (дорожного фонда Ульяновской области) (п.2.4.1 Устава); осуществляет дорожную деятельность в отношении автодорог (п.2.4.2 Устава); технический надзор за состоянием автодорог и обеспечение сохранности автодорог, включая обследование, диагностику, испытания и паспортизацию, и приемку выполненных работ, а также финансирование заключенных государственных контрактов; осуществление лабораторных испытаний дорожно-строительных материалов и грунтов при производстве подрядчиками дорожных работ.

Департамент осуществляет функции получателя средств областного бюджета Ульяновской области (Дорожного фонда области), направляемых на цели строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и развития дорожной инфраструктуры автодорог области в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств (п.2.4.3 Устава).

Следовательно, именно ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является уполномоченным органом Ульяновской области, отвечающим за содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Из материалов дела следует, что 18.09.2014 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Барышский» Левановым К.Е. в ходе обследования дорожной сети выявлены недостатки содержания автомобильной дороги на участке автодороги «Бестужевка-Барыш-Николаевка»: с 4 км по 8 км + 900 м отсутствовала дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6, предусмотренная Правилами дорожного движения РФ, на 8 км + 46 м, в зоне действия дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 отсутствовала дорожная разметка 1.14.1, предусмотренная Правилами дорожного движения РФ. Наличие отсутствующей разметки предусмотрено проектом организации дорожного движения.

Данные нарушения были зафиксированы актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 18.09.2014, в связи с этим в отношении ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» составлен административный протокол 73 АЮ №*** от 06.10.2014 по ст. 12.34 КоАП РФ.

Таким образом, отсутствие дорожной разметки, предусмотренной проектом организации дорожного движения, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении 73 АЮ №*** от 06.10.2014, актом выявленных недостатков от 18.09.2014, а также не оспаривалось в жалобе.

Вопреки доводам жалобы о том, что судом не установлена категория спорной автодороги, на основании материалов дела прихожу к выводу, что указанная в постановлении ОГИБДД автодорога «Бестужевка-Барыш-Николаевка» фактически является, включенной в утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 №431-П, перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения автодорогой «Бестужевка-Барыш-Николаевка- Павловка - граница области», закрепленной за Департаментом, что также следует из характера и содержания жалобы, пояснений защитника Департамента в суде и приложений к государственным контрактам.

При рассмотрении дела судья дал правильную юридическую оценку действиям ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», и пришел к обоснованному выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

Между тем, при настоящем рассмотрении дела установлено, что в вину ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» вменены недостатки содержания автомобильных дорог, за которые Департамент не может нести ответственность в виду отсутствия вины.

Так, Государственным контрактом № *** от 24.06.2014 с ЗАО «Г***» предусмотрен ремонт, включая нанесение спорной дорожной разметки, следующих участков автодороги «Бестужевка-Барыш-Николаевка- Павловка - граница области»: с 0 км +417 м по 2 км + 312 м и с 5 км + 315 м по 8 км + 600 м.

Материалами дела установлено отсутствие 18.09.2014 дорожной  разметки на участках данной автодороги: с 4 км по 8 км + 900 м.

Следовательно, вопреки доводам жалобы, дорожная разметка отсутствовала на участках автодороги, не охваченных  Государственным контрактом № ***: с 4 км по 5 + 315 м и с 8 км + 600 м по 8 км + 900 м.

Вместе с тем, данные участки автодороги, согласно представленным суду Календарному графику производства работ, Ведомости нанесения горизонтальной разметки и Акту о приемке выполненных работ от 11.06.2014, значились отремонтированными, с нанесением горизонтальной разметки, по Государственному контракту с ООО «У***» № *** от 29.01.2014  в период с 24.05.2014 по 07.06.2014.

Каких-либо предписаний, замечаний в адрес подрядной организации ООО «Ульяновсктрансстрой» по устранению вышеуказанных недостатков ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» по состоянию на 18.09.2014 года не вносилось.

Суд первой инстанции, рассмотревший жалобу директора областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Барышский» Ульяновской области Леванова К.Е. № *** от 17 октября 2014 года, допущенное нарушение не устранил, сделав в судебном акте аналогичный вывод.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации  «Барышский» Ульяновской области № *** от 17 октября 2014 года, решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2014 года, подлежат изменению путем исключения из них указания на нарушение областным государственным казённым учреждением «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» правил содержания автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии 18.09.2014 на участке автодороги «Бестужевка-Барыш-Николаевка» с 5 км + 315 м по 8 км + 600 м, выразившееся в отсутствии дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ, и на участке автодороги 8 км + 46 м, в зоне действия дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2, выразившееся в отсутствии дорожной разметки 1.14.1, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ.

В остальной части законность и обоснованность постановления должностного лица от 17.10.2014 были в полном объеме проверены судьей Барышского городского суда Ульяновской области, с соблюдением требований ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ.

В решении судьи от 27.11.2014 также приведены обоснованные мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности снижения размера административного штрафа, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положений ст.4.1 КоАП РФ, характера и последствий совершенного административного правонарушения, устранения выявленных нарушений.

Оснований для дальнейшего снижения размера административного штрафа не имеется, поскольку совершенное Департаментом правонарушение посягает на безопасность дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, о чем свидетельствует установленный законодателем значительный размер санкции ст.12.34 КоАП РФ – 300 000 рублей.

Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться. Данные доводы не содержат аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

РЕШИЛ:

 

Постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации  «Барышский» Ульяновской области № *** от 17 октября 2014 года, решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2014 года,  изменить: исключить указание на нарушение областным государственным казённым учреждением «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» правил содержания автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии 18.09.2014 на участке автодороги «Бестужевка-Барыш-Николаевка» с 5 км + 315 м по 8 км + 600 м, выразившееся в отсутствии дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ, и на участке автодороги 8 км + 46 м, в зоне действия дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2, выразившееся в отсутствии дорожной разметки 1.14.1, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ.

В остальной части данные постановления оставить без изменения.

 

Судья