Судебный акт
Спор о ремонте технического средства реабилитации
Документ от 20.01.2015, опубликован на сайте 06.02.2015 под номером 49800, 2-я гражданская, о признании отказа в предоставлении компенсации и отказа проведения ремонта незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кудряшева Н.В.                                                                        Дело № 33-223/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 января 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 29 октября 2014 года, по  которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах  несовершеннолетней П*** Р*** А***, удовлетворить.

Признать отказ Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области, областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за приобретение билетов к месту лечении и обратно, отказ в проведении ремонта системы  к***  несовершеннолетней  П*** Р.А., *** года рождения, незаконными.

Взыскать с областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске»  в пользу   Арефьевой  А*** В***, действующей в интересах П*** Р*** А***, в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно  в размере  *** рублей *** копеек.

Обязать областное  государственное  казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» произвести замену аккумуляторов  «PowerCel» в количестве 2 шт., системы  к*** «HiResoiution Bionic Ear, Harmony», установленной   П*** Р*** А***, *** года рождения, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида  №*** от 21 сентября 2012 года.

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске»  Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда, действуя в интересах несовершеннолетней  П*** Р.А., *** года рождения,  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде, областному  государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» о признании отказа в предоставлении услуги по выплате компенсации за приобретенные билеты к месту лечения и обратно, проведении ремонта  системы  *** незаконными, взыскании денежных средств, понуждении к обеспечению ребенка- инвалида  техническим средством реабилитации. В обоснование иска указал, что  в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что П*** Р.А. как ребенок – инвалид имеет  право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (с сопровождающим лицом). В период времени с  июня по август 2013 года, а также с 03 февраля по 07 февраля 2014 года П*** Р.А.  в сопровождении матери Арефьевой А.В. 4 раза ездила в г.Санкт-Петербург, где находилась на лечении в отделении отолорингологии ФГУЗ ***. Проезд к месту лечения и обратно оплачивала Арефьева А.В. из собственных средств, приобретая билеты на железнодорожный транспорт на общую сумму *** рублей *** копеек.  Арефьева А.В. обращалась к ответчику  с заявлением о компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, однако до настоящего времени оплата не произведена.  Кроме того, *** как ребенку-инвалиду 21 сентября 2012 года филиалом №7 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» повторно оформлена индивидуальная программа реабилитации №***. В разделе «Технические средства реабилитации» в том числе указаны  сверхмощный слуховой аппарат заушного типа - цифровой, а также ремонт  речевого процессора системы  ***. П*** Р.А. пользуется системой к*** «HiResoiution Bionic Ear, Harmony» с 2012 года.  Указанная система предусматривает использование только фирменных аккумуляторов, как необходимых для функционирования системы питания. Аккумулятор «PowerCel» является  составной частью  речевого процессора. Использование  одноразовых батареек и альтернативных источников питания данной системой не предусмотрено. Согласно заключению ООО «***» внешние элементы системы к*** П*** Р.А. - аккумуляторы «PowerCel Plus beige» (2шт.) находятся  в нерабочем состоянии, ремонту не подлежат. Для обеспечения  работоспособности системы в целом необходима закупка вышедших из строя внешних элементов системы к***, стоимость которых составляет *** рублей *** копеек за штуку. По вопросу  замены речевого процессора Арефьева А.В. обращалась  к ответчику, но ей было отказано. Просили признать незаконным отказ Министерства здравоохранения, социального развития  Ульяновской области, областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий в г.Ульяновске»  в предоставлении государственной услуги по выплате Арефьевой А.В., действующей от имени П*** Р.А., компенсации за приобретение билетов на проезд к месту лечения и обратно, а также отказ в проведении ремонта  системы к***, взыскать с  областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» в  пользу Арефьевой  А.В. в возмещение  расходов на проезд к месту лечения и обратно *** рублей *** копеек,  обязать  областное  государственное  казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» произвести ремонт системы к*** «HiResoiution Bionic Ear, Harmony» П*** Р.А.,  *** года рождения, путем замены аккумуляторов  в количестве 2 шт. 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не соглашается с решением суда в части возложения на уполномоченный орган обязанности по замене аккумуляторов системы к***, установленной П*** Р.А.,  просит его в указанной части отменить и принять новое решение.  При этом указывает, что замена и ремонт вышедших из строя частей системы к***, установка которой осуществлялась в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, не может  производиться  уполномоченным органом за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Обращает внимание, что родители ребенка-инвалида не обращались с заявлением об оказании материальной помощи в соответствии с Порядком назначения государственной социальной помощи гражданам в Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2013 года № 473-П.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области поддерживает изложенные в ней доводы.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Димитровграда Ульяновской области, напротив, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в г. Димитровграде, Арефьевой А.В., извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что П*** Р.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием ***.

26 апреля 2012 года ребенку была проведена операция к*** на ***, а 27 июня 2013 года – на ***. Плотниковой Р.А. установлен диагноз: ***.

Бюро МСЭ смешанного профиля № *** Главного бюро МСЭ ФМБА России П*** Р.А., *** года рождения, разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, в которую включены в том числе мероприятия по ремонту речевого процессора по мере необходимости, замене речевого процессора по истечении срока использования.

Согласно техническому заключению сервисного центра ООО «Торговая компания «Медицинская техника», являющегося эксклюзивным дистрибьютером продукции фирмы Advanced Bionics, техническое средство реабилитации - система *** «HiResoiution Bionic Ear» состоит из следующих компонентов, которые необходимы для функционирования данной системы к***: имплант HiRes 90К, речевой звуковой процессор Harmony заушного типа, крючок-микрофон Т-Мiс, катушка передающая с кабелем, аккумулятор PowerCel. Система к*** «HiResoiution Bionic Ear, Harmony» конструктивно предусматривает использование только фирменных аккумуляторов PowerCel как необходимых для функционирования системы источников питания. Аккумулятор PowerCel является составной частью речевого процессора Harmony. Использование одноразовых батареек и альтернативных источников питания данной системой не предусмотрено. Аккумуляторы PowerCel в количестве 2 штук системы к*** ребенка-инвалида П*** Р.А. вышли из строя, не пригодны для ремонта или дальнейшего использования.

Обращение Арефьевой А.В., матери ребенка-инвалида П*** Р.А., в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области по вопросу замены ребенку вышедших из строя частей системы к*** было оставлено без удовлетворения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, и  обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит, в том числе реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В данном перечне указаны следующие реабилитационные меры: протезирование, технические средства реабилитации - эндопротезы, а также предоставление услуг по ремонту указанных технических средств реабилитации.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка обеспечение техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия.

Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что подлежащие замене на новые аккумуляторы PowerCel являются составной частью средства реабилитации инвалида П*** Р.А. - к*** импланта. Без замены таких компонентов системы к*** как аккумуляторы PowerCel ее работа невозможна. Замену указанных элементов следует рассматривать как ремонт технического средства реабилитации, находящегося в эксплуатации у инвалида, то есть как услугу, предусмотренную Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, оказание которой гарантировано государством.

Доводы апелляционной жалобы явились предметом исследования суда первой инстанции и получили должную оценку.

Удовлетворяя настоящий иск, суд обоснованно ссылался на конкретные обстоятельства дела и исследованные в суде доказательства.

Тот факт, что родители ребенка-инвалида не обращались за оказанием материальной помощи из средств областного бюджета в соответствии с Порядком назначения государственной социальной помощи гражданам Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2013 года № 473-П «О порядке оказания адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», не лишает ребенка-инвалида реализовать право на ремонт технического средства реабилитации в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 октября 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» - без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи