Судебный акт
О назначении доплаты к пенсии работнику угольной промышленности
Документ от 13.01.2015, опубликован на сайте 03.02.2015 под номером 49797, 2-я гражданская, о включении в специальный стаж периоды работы и обязывании назначить ежемесячную доплату к пенсии, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Связанные судебные акты:

Судом неверно определена дата возникновения права истца на ежемесячную доплату к пенсии

Документ от 11.12.2014, опубликован на сайте 15.12.2014 под номером 49067, Президиум гражданский, , ОТМЕНЕНЫ апелляционные постановления / кассационные определения (до 2012г.) с ВОЗВРАЩЕНИЕМ ДЕЛА НА НОВОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ / кассационное (до 2012г.) РАССМОТРЕНИЕ

О назначении ежемесячной доплаты к пенсии как работнику угольной промышленности

Документ от 08.07.2014, опубликован на сайте 14.07.2014 под номером 46077, 2-я гражданская, о включении в специальный стаж периоды работы и обязывании назначить ежемесячную доплату к пенсии , РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Манютина Т.А.                                                                           Дело № 33-178/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     13 января 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе Ульяновской области на решение Инзенского  районного суда Ульяновской области от  17 апреля 2014 года, с учетом определения этого же суда от 25 апреля 2014 года об исправлении описки, по  которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования Чехунова Н*** Д*** к отделу Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Базарносызганском районе о возложении обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» – удовлетворить.

Включить в специальный стаж периоды работы Чехунова Н.Д. в шахте №*** *** в последующем К*** с 20 августа 1973 года по 31 июля 1974 года   в качестве горнорабочего очистного забоя и период обучения его на обучающих курсах  повышения квалификации с 24 марта 1977 года по 14 ноября 1977 года. 

Обязать отдел Пенсионного фонда в Базарносызганском районе назначить Чехунову Н.Д. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10 мая 2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий  работников организаций угольной промышленности», начиная с 08 ноября 2012 года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения истца Чехунова Н.Д.,  возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чехунов Н. Д. обратился в суд с иском к отделу Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Базарносызганском районе Ульяновской области о включении в специальный стаж  периодов работы  и возложении обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». В обосновании исковых требований указал, что является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена ему со снижением пенсионного возраста по Списку №1 в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  как работнику организаций угольной промышленности. При назначении пенсии по старости на льготных условиях его  специальный стаж составлял 21 год 4 месяца 14 дней, то есть более 20 лет он отработал в качестве подземного горнорабочего и машиниста горных выемочных работ (ведущие профессии). Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 сентября 2012 года  ему было отказано в удовлетворении иска о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с  Федеральным законом № 84-ФЗ в связи с недостаточностью стажа на ведущих профессиях. Определением суда от 24 января 2014 года было разъяснено, что в стаж, дающий право на  получение доплаты к пенсии, подлежит включению период его работы с 01 января 1991 года по 29 декабря 1994 года. Период работы с 12 января 1973 года по 31 июля 1974 года не был включен в специальный стаж по причине отсутствия на тот момент времени доказательств его работы в данный период горнорабочим очистного забоя. Впоследствии из архива К*** области, филиала по личному составу угольной отрасли, им были получены дополнительные документы, подтверждающие его работу в должности подземного горного рабочего очистного забоя в период с 15 августа 1973 года по 01 августа 1974 года. 08 ноября 2012 года с вновь полученными из архива К*** области документами и заявлением о назначении доплаты к пенсии он обратился к ответчику, однако последний своим решением от 31 января 2013 года отказал ему в назначении надбавки к пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа. Просил суд включить в льготный стаж период его работы  на шахте ***, в должности горнорабочего очистного забоя с 20 августа 1973 года по 31 июля 1974 года и  период обучения на курсах повышения квалификации с 24 марта 1977 года по 14 ноября 1977 года, назначить ежемесячную доплату к пенсии с 08 ноября 2012 года.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить как вынесенное с нарушением  норм материального и процессуального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Чехунова Н.Д. При этом указывает, что суд необоснованно включил в льготный стаж  истца период его работы с 20 августа 1973 года по 31 июля 1974 года, поскольку запись в личной карточке, согласно которой Чехунов Н.Д. переведен горным рабочим очистного забоя, не подтверждается приказом № *** от 20 августа 1973 года. По мнению автора жалобы, не подлежит включению в специальный стаж работы Чехунова Н.Д. период с 23 марта 1977 года по 28 ноября 1977 года, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, не предусмотрено включение в стаж времени нахождения на курсах повышения квалификации.

В возражениях на апелляционную жалобу Чехунов Н.Д., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе Ульяновской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, с 31 декабря 1993 года Чехунов Н.Д. является получателем трудовой пенсии по старости, которая была ему назначена на территории Республики Казахстан на льготных условиях.

Из протокола и решения о назначении пенсии Чехунову Н.Д., а также расчета его общего стажа следует, что при назначении пенсии истцу был засчитан весь стаж работы в угольной промышленности и стаж его работы на подземных работах (ведущих профессиях). На дату назначения пенсии стаж Чехунова Н.Д. составил 20 лет 3 месяца 13 дней.

Решением № *** от 31 января 2013 года отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации в Базарносызганском районе Ульяновской области Чехунову Н.Д. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии на основании п. 6 ст. 4 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ из-за отсутствия необходимого стажа. При этом ответчиком не засчитан в стаж для начисления вышеуказанной доплаты период работы истца в качестве горнорабочего очистного забоя с 20 августа 1973 года по 31 июля 1974 года, а также период обучения его на обучающих курсах повышения квалификации с 24 марта 1977 года по 14 ноября 1977 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, исчисление стажа работы, дающей право на указанную выше доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и истец имеет необходимый стаж.

Статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих, что он работал в качестве подземного горнорабочего очистного забоя в период с 20 августа 1973 года по 31 июля 1974 года.

Оценка записям в личных карточках истца судом дана с учетом других доказательств, имеющихся в материалах дела, как-то: приказа № ***, архивной справки № *** от 29 ноября 2013 года, материалов пенсионного дела №***.

Также обоснованно включен в специальный стаж и период прохождения истцом обучающих курсов повышения квалификации с 24 марта 1977 года по 14 ноября 1977 года, поскольку в соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

При этом пунктом 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), период, указанный в подпункте «з», приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку после прохождения курсов машиниста горных выемочных машин истец фактически работал по профессии горнорабочего очистного забоя, по которой и проходил обучение, и продолжал работать до 28 ноября 1977 года до его перевода на должность подземным машинистом горных выемочных машин, суд обоснованно включил Чехунову Н.Д. в стаж работы по Списку № 1 для права на доплату и размер ее исчисления по Федеральному закону № 84-ФЗ от 10 мая 2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» период 24 марта 1977 по 14 ноября 1977 года.

Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении доплаты, истец имел необходимый стаж, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика произвести указанные выплаты.

Вместе с тем, определяя дату, начиная с которой пенсионный орган должен произвести Чехунову Н.Д. названные выплаты, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 84-ФЗ от 10 мая 2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций уголовной промышленности» назначение и возобновление доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 01 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 01 октября по 31 декабря предшествующего года.

Как было указано выше, поскольку Чехунов Н.Д. обратился к ответчику с заявлением о назначении спорной доплаты к пенсии 08 ноября 2012 года, последняя должна была быть ему назначена с 01 февраля 2013 года.

Таким образом, решение суда в части даты назначения Чехунову Н.Д. ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ подлежит изменению.

В остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Приведенные Чехуновым Н.Д. в суде апелляционной инстанции доводы о том, что спорная доплата к пенсии должна быть ему назначена с 01 января 2011 года основаны на неверном толковании правовых норм, а потому не могут быть приняты во внимание. 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области  от 17 апреля 2014 года изменить в части даты назначения Чехунову Н*** Д*** ежемесячной доплаты к пенсии.

 

Обязать отдел Пенсионного фонда в Базарносызганском районе Ульяновской области назначить  Чехунову Н*** Д*** ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01 февраля 2013 года.

 

В остальном решение суда оставить без изменения, а  апелляционную жалобу отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи