Судебный акт
Оспаривание бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неорганизации теплоснабжения
Документ от 13.01.2015, опубликован на сайте 02.02.2015 под номером 49690, 2-я гражданская, о признании бездействия по подготовке к отопительному сезону недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карасева И.И.                                  Дело № 33-50/2015 (33-5287/2014)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          13 января 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 октября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск», выразившееся в неорганизации теплоснабжения населения пос. Меловой МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области незамедлительно организовать теплоснабжение населения в пос. Меловой МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения представителя администрации МО «Город Новоульяновск» Пысенкова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области (администрация МО «Город Новоульяновск»).

Требования мотивировал тем, что в силу действующего законодательства организация теплоснабжения и снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения и реализуется уполномоченным органом местного самоуправления. Прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области выявлено ненадлежащее исполнение администрацией МО «Город Новоульяновск» обязанностей по организации теплоснабжения населения поселка Меловой Ульяновского района Ульяновской области в отопительном сезоне 2014-2015 гг. Теплоснабжение многоквартирных домов в названном поселке осуществляется посредством центральной котельной, которую обслуживает МУП «Жилсервис». Данная котельная и сети теплоснабжения, проложенные от котельной к отапливаемым многоквартирным домам, находятся в аварийном состоянии, ремонтные и профилактические работы не ведутся. Намерение администрации МО «Город Новоульяновск» перевести жилой фонд поселка Меловой на индивидуальное газовое отопление в полной мере не реализовано, 159 квартир остаются подключенными к центральной котельной. Непринятие администрацией МО «Город Новоульяновск» мер по подготовке центральной котельной, как единственного источника теплоснабжения, к эксплуатации в течение отопительного сезона может привести к нарушению прав граждан на предоставление качественных коммунальных услуг и к возникновению на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации.

С учетом уточнения требований прокурор Ульяновского района Ульяновской области просил признать незаконным бездействие администрации МО «Город Новоульяновск», выразившееся в неорганизации теплоснабжения на территории поселка Меловой; обязать организовать теплоснабжение на территории этого поселка.

 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис», общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск».

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация МО «Город Новоульяновск» не соглашается с решением и просит его отменить. В обоснование указывает, что администрацией МО «Город Новоульяновск» приняты меры по подготовке к отопительному сезону в пос. Меловой: произведены пусконаладочные работы, врезка в газопровод и ввод в эксплуатацию котельной, обслуживающей социальные объекты. 27.12.2013 заключен муниципальный контракт №138 на разработку схемы теплоснабжения МО «Город Новоульяновск», которая предполагает вывод из эксплуатации центральной котельной в поселке Меловой и организацию для населения поселка индивидуального теплоснабжения.

По мнению ответчика, суд не учел, что перевод многоквартирных домов на индивидуальное газовое отопление явился следствием реализации поручения Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по уходу от эксплуатации экономически неэффективных теплоисточников, а также многочисленных обращений жителей поселка с просьбами организовать индивидуальное газовое отопление.

Полагает, что суд необоснованно отклонил ходатайство об отложении судебного разбирательства для предоставления дополнительных доказательств.

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в возражениях на жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей МУП «Жилсервис» и ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Согласно пункту 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены в Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

До 2014 года теплоснабжение жителей многоквартирных домов в поселке Меловой, входящем в состав МО «Город Новоульяновск», осуществлялось путем подачи центрального отопления через котельную и тепловые сети, закрепленные на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилсервис».

Постановлением главы администрации МО «Город Новоульяновск» №732-П от 10.09.2014 «О начале отопительного сезона 2014-2015 гг.» в целях обеспечения нормативного температурного режима руководителям теплоснабжающих предприятия и организаций, имеющих на балансе теплоисточники, рекомендовано в срок до 25.09.2014 закончить подготовку систем теплоснабжения населенных пунктов МО «Город Новоульяновск» к работе в отопительный период; с 25.09.2014 обеспечить циркуляцию сетевой воды в системах теплоснабжения населенных пунктов; начать отопительной сезон для объектов социальной сферы с 27.09.2014, для жилищного фонда – при понижении среднесуточной температуры наружного воздуха до плюс 8 С° в течение пяти суток подряд.

В соответствии с указанным распоряжением отопительный сезон в муниципальном образовании «Город Новоульяновск» был начат для жилищного фонда с 06.10.2014, за исключением жилищного фонда пос. Меловой.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами и установив, что котельная и тепловые сети в пос. Меловой в эксплуатацию не вводились, система теплоснабжения к работе в отопительный период 2014-2015 гг. не была подготовлена, центральное отопление многоквартирных домов с 06.10.2014 не начато, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил предъявленные прокурором требования.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона и фактических обстоятельств.

Выполнение работ по подготовке к отопительному сезону в пос. Меловой, на что ссылается в жалобе администрация МО «Город Новоульяновск», правильность принятого судом решения не исключает, так как указанные работы направлены на обеспечение теплоснабжения объектов социальной сферы и не обеспечивают теплоснабжение жилищного фонда.

Судебной коллегией отклоняются доводы жалобы о том, что 27.12.2013 был заключен муниципальный контракт на разработку схемы теплоснабжения МО «Город Новоульяновск», предполагающей вывод из эксплуатации центральной котельной в поселке Меловой и организацию для населения поселка индивидуального теплоснабжения, поскольку на момент рассмотрения дела соответствующая схема теплоснабжения утверждена не была.

По состоянию на 10.09.2014 в отношении 78 квартир в пос. Меловой работы по переводу на индивидуальное газовое отопление завершены не были, а собственники 6 квартир отказались от перехода на индивидуальное газовое отопление.

Действующим законодательством обязанность по организации теплоснабжения на территориях поселений, городских округов возлагается на органы местного самоуправления.

Как указывалось выше, на основании ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» и Устава МО «Город Новоульяновск» в их взаимной связи ответственной за организацию теплоснабжения потребителей в пос. Меловой является администрация МО «Город Новоульяновск».

Следовательно, на нее подлежит возложению обязанность обеспечить центральное теплоснабжение тех потребителей, которые не перешли на индивидуальное отопление.

Выполнение мероприятий по изменению схемы теплоснабжения от данной обязанности орган местного самоуправления не освобождает.

Указание в жалобе на нарушение процессуальных прав в связи с лишением возможности предоставления доказательств является несостоятельным.

Как следует из материалов дела, копия искового материала была получена ответчиком 30.09.2014. Имевшегося в распоряжении администрации МО «Город Новоульяновск» времени (с 30.09.2014 по 16.10.2014) было явно достаточно для реализации предусмотренных статьей 35 ГПК РФ процессуальных прав, в том числе для предоставления необходимых, по мнению стороны, доказательств.

Оценивая соответствующие доводы жалобы, судебная коллегия учитывает, что к апелляционной жалобе каких-либо новых доказательств ответчиком не приложено, в судебном заседании апелляционной инстанции ходатайств о приобщении таких доказательств также заявлено не было.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи