Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 23.12.2014, опубликован на сайте 13.01.2015 под номером 49590, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Дементьева Н.В.                                                                        Дело №33-5089/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   23 декабря 2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2014 года, по которому постановлено:

Исковые требования Вирясова А*** И*** удовлетворить.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области *** от ***2014 года и решение и.о. начальника Управления Пенсионного фонда (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области № *** от ***.2014 года в части отказа Вирясову А*** И*** в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального трудового стажа отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области включить Вирясову А*** И*** в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда периоды его работы с *** 1981 года по *** 1981 года в качестве мастера в Кузоватовской ПМК ***, с *** 1985 года по *** 1987 года в качестве производителя работ в колхозе «Б***» и с *** 1987 года по *** 2005 года в должности производителя работ в колхозе «С***» и назначить ему пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с *** 2014 года.

Взыскать с Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области в пользу Вирясова А*** И*** в возмещение расходов по госпошлине в сумме *** рублей и *** рублей за оформление доверенности на представителя.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Вирясова А.И., его представителя Бритенковой В.А., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Вирясов А.И. обратился в суд с уточненным иском к УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области о зачете периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что по факту его заявления от ***2014 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №2 в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчик ***.2014 принял решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды его работы: с *** 1981 года по *** 1981 года в должности мастера-строителя в К***, с *** 1987 года по *** 1987 года в должности прораба колхоза «Б*** и с *** 1987 года по *** 2005 года в должности прораба колхоза «С***» ввиду отсутствия необходимых документов и недоказанности занятости на работах постоянно полный рабочий день. С данным решением не согласен.

Просил суд отменить решение УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа и обязать зачесть в его специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периоды его работы в должности мастера и производителя работ (прораба), обязав назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ***.2014 года.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Поясняет, что спорные периоды работы истца в качестве мастера в К***, в качестве производителя работ в колхозе «Б***», в должности производителя работ в колхозе «С***», не подлежат включению в специальный стаж, поскольку отсутствует документальное подтверждение полной занятости на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений, других объектов. Подтверждение свидетельскими показаниями периодов трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и характера выполняемой истцом работы, действующим законодательством не предусмотрено.

В возражениях на жалобу Вирясов А.И. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (с изменениями и дополнениями) позицией 2290000б-24441 предусмотрена должность производителя работ.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В соответствии со Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера (десятники) и прорабы.

При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2 от 1956 года (за периоды работы до 01 января 1992 года) юридически значимыми являлись установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством новых объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций. После 1 января 1992 года, в специальный стаж влекущий досрочное назначение трудовой пенсии по старости включалась работа в организациях ведущих как новое строительство, так же работы по реконструкции и ремонту объектов.

Из материалов дела следует, что ***.2014 Вирясов А.И. обратился в УПФ РФ в Кузоватовском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением необходимого специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда.

Решением УПФ РФ в Кузоватовском районе Ульяновской области *** от ***2014 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Спискам № 2 из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж ответчик не включил периоды работы с ***.1981 по ***1981 в должности мастера-строителя в К***, с ***.1987 по ***.1987 в должности прораба колхоза «Б***» и с ***1987 по ***2005 в должности прораба колхоза «С***».

Удовлетворяя исковые требования о включении оспариваемых периодов работы истца в должности прораба, суд исходил из того, что выполняемая истцом работа полностью соответствует работе, которая включена в Список должностей, дающих право на получение пенсии на льготных условиях.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может.

Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований.

В соответствии с пунктами 4, 6, 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства № 555 от 24.07.2002, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Следовательно, характер работы подтверждается только письменными доказательствами, что также разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Согласно архивной справке от ***2014 Вирясов А.И. с ***.1981 по ***1981 работал мастером-строителем в К***, с ***1985 по ***.1987 – прорабом в колхозе «Б***», с ***.1987 по ***2005 – прорабом в колхозе «С***». Указанные сведения совпадают с данными в трудовой книжке истца.

Между тем, в лицевых счетах за 1987-1988 должность Вирясова А.И. значится как строитель, за 1989-1991 – должность не указана, за 1992 – мастер-строитель, за 1993-1994 – техник-строитель, 1995-1997 – прораб, 1998-1999 – должность не указана, 2000-2005 – прораб.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в части включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» периодов работы с ***1981 по ***.1981 мастером-строителем в К***, с ***.1985 по ***1987 прорабом в колхозе «Б***», с ***1987 по ***.1991 прорабом в колхозе «С***», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с представленной доказательствами в названные периоды истец фактически выполнял обязанности мастера и прораба, то есть осуществлял свою трудовую деятельность в должности, установленной Списками должностей и профессий, утвержденных постановлением Министров СССР 22 августа 1956 года № 1173.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, основаны на оценке доказательств, которая дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, характер работы истца в указанные выше периоды подтвержден письменными доказательствами, имеющими в материалах дела.

Согласно пункту 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (ред. от 26.05.2009), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Минтруда РСФСР от 22 мая 1996 года № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Таким образом, в период после 01.01.1992 года для лиц, трудовая деятельность которых была связана со строительством, необходимым условием возникновения права на льготное пенсионное обеспечение являются, не только соответствие наименования профессии, но и постоянная занятость на работах по строительству, реконструкции, техническому перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов в течение полного рабочего дня.

В материалах дела не имеется доказательств о наличие в структуре колхоза «С***» подразделения, выполняющего строительные и ремонтные работы, а также сведений о том, что данное предприятие является строительной организацией.

Согласно справке СПК «С***» от ***2014 введены в эксплуатацию в 1992 году 2 жилых дома, в 1996 – 1 жилой дом, в 2005 году – 1 жилой дом, в 1992 году сдан в эксплуатацию 1 коровник, в 1994 году – телятник-откормочник, в 2001 – зерносклад.

Вместе с тем документов на строительство объектов, на ввод в эксплуатацию за указанный период суду не представлено. Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств не подтверждают занятость истца на строительстве объектов лишь отражает характеристики объекта и балансовую оценку объектов в системе бухгалтерского учета.

Судом первой инстанции необоснованно в качестве доказательств, подтверждающих условия осуществления трудовой функции Вирясова А.И. в должности прораба, приняты свидетельские показания.

Однако, под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. В силу статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства, в том числе в суде апелляционной инстанции истец пояснял, что в период работы прорабом в колхозе «С***» на строительстве объектов работали наемные бригады, работы осуществлялись в летнее время, в зимний период он занимался подготовительными работами, заготовкой леса.

При таких обстоятельствах не подтверждается полная занятость истца в должности прораба на строительстве, реконструкции, реставрации и ремонте зданий, сооружений в колхозе «С***».

Таким образом, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекла принятие неправильного решения, подлежащего отмене в части включения в специальный стаж истца периода работы прорабом в колхозе «С***» с ***.1992 по ***2005 и назначения пенсии, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2014 года в части требований об обязании включить Вирясову А*** И*** в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда периода работы с *** 1992 года по *** 2005 года в должности производителя работ в колхозе «С***» и назначении пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с *** 2014 года отменить, в удовлетворении иска в этой части отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

Судьи: