Судебный акт
О признании приказа недействительным
Документ от 09.12.2014, опубликован на сайте 30.12.2014 под номером 49544, 2-я гражданская, о признании приказа недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                                            Дело №33-4771/2014                                                            

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   09 декабря 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Малахова С*** Е*** - Панина С*** Ю*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 22 июля 2014 года с учетом определения этого суда об устранении описки от 20.10.2014, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Малахова С*** Е***  к Ульяновской таможне о признании  приказа за *** от ***.2014 недействительным отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Малахова С.Е., его представителя Панина С.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Ульяновской таможни Шовкань Н.А., Толмановой С.Ю., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Малахов С.Е. обратился в суд с иском к Ульяновской таможне о признании приказа недействительным.

В обоснование иска указал, что приказом Пензенской таможни Приволжского таможенного управления ФТС России  *** от ***2010 он был уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с п.п.4 п.2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом. На момент увольнения имел звание подполковника таможенной службы, состоял в должности начальника отдела контроля таможенной стоимости Пензенской таможни. Выслуга лет для назначения ему пенсии и процентной надбавки к окладу денежного содержания, рассчитанная на момент его увольнения, составила 20 лет 04 месяца 02 дня (абз. 2 и 3 приказа № *** ***2010). ***2010 был составлен расчет выслуги лет для назначения ему пенсии. ***2010 в его адрес Приволжским таможенным управлением ФТС России было направлено уведомление *** о назначении ему пенсии со ***2010. Ульяновской таможней, правопреемником Пензенской таможни, ***2014 был издан приказ №*** «О внесении изменений в приказ Пензенской таможни от ***2010 №***». Данным приказом был сделан перерасчет выслуги лет для назначения ему пенсии и процентной надбавки к окладу месячного денежного содержания. Согласно новому расчету выслуга составила 19 лет 01 месяц 22 дня. Указанный приказ направлен в его адрес письмом №*** от ***.2014, к которому  приложены соответствующие расчеты. Как следует из письма, из его выслуги лет был исключен период его нахождения под стражей с ***.2009 по ***.2010 в связи с расследованием уголовного дела. Указанное уголовное дело расследовалось в его отношении и было прекращено на основании *** УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. На основании приказа от ***2014 №*** отделом пенсионного обеспечения Приволжского таможенного управления ему была прекращена выплата пенсии, начиная с ***.2014, поскольку правом на получение пенсии за выслугу лет обладают лица, чья выслуга составляет не менее 20-и лет (пункт «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», действие которого распространено на сотрудников таможенных органов ст.50 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

Просил признать недействительным приказ Ульяновской таможни Приволжского управления Федеральной таможенной службы России *** от ***2014.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Малахова С.Е. – Панин С.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права. Ссылаясь на абзац 16 п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, подпункт «н» пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 43, указывает, что при разрешении вопроса о включении или невключении времени содержания под стражей в выслугу лет основным критерием является факт привлечения лица к уголовной ответственности, т.е. вынесения в отношении него обвинительного приговора судом. Малахов С.Е. к уголовной ответственности привлечен не был, тем не менее он был лишен уже начисленной пенсии. В данном случае критерием послужило не это обстоятельство, а основание прекращения уголовного дела. При этом, в вышеуказанных нормативных актах, регулирующих правила исчисления выслуги лет, ничего не говорится о том, что данное основание имеет значение. Таким образом, использование данного критерия для исключения периода содержания под стражей из выслуги лет является незаконным.

В возражениях на жалобу Ульяновская таможня просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу представителя Малахова С.Е. – Панина С.Ю. – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст.50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц , проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

В силу статьи 18 указанного Федерального закона в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время отбывания наказания и содержания под стражей лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Согласно абз. 16 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, на которых распространяется действие данного Постановления засчитывается время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Пунктом 2 Положения  о порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавших ) в таможенных органах Российской Федерации и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 103 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов засчитывается время, указанное в статье 18 Закона Российской Федерации  «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Из материалов дела следует, что Малахов С.Е. проходил службу в Пензенской таможне с ***.1993 согласно приказу *** от ***1993.

***2005 Пензенская таможня  заключила с  истцом Малаховым С.Е. контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации на должности начальника отдела контроля таможенной стоимости Пензенской таможни на срок 5 лет до ***2010.

Приказом Пензенской таможни за *** от ***2010 Малахов С.Е. был уволен со службы в таможенных органах с ***.2010 в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона  «О службе в таможенных органах» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). При этом выслуга лет  истца в таможенных органах на ***2010 определена в календарном исчислении 20 лет 04 месяца 02 дня.

Со  *** 2010 года Малахову С.Е. была назначена пенсия за выслугу лет в сумме *** руб.

***2009 в отношении Малахова С.Е. было возбуждено уголовное дело №*** по статьям *** Уголовного кодекса Российской Федерации, обвинение предъявлено ***.2009 в совершении преступлений, предусмотренных *** УК РФ, ***.

24.04.2009 Октябрьским районным судом г. Пензы в отношении истца была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ***2010 данная мера пресечения была изменена на залог в сумме *** рублей.

Следовательно, Малахов С.Е. в период с ***.2009 по ***2010 находился под стражей в ФБУ ИЗ *** УФСИН России по Пензенской области.

Постановлением  руководителя следственного отдела на транспорте Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации от ***2013 уголовное дело *** в отношении Малахова С.Е. было прекращено по основанию, предусмотренному *** УПК РФ, то есть за истечением сроков давности уголовного преследования. Указанное постановление не обжаловалось, вступило в законную силу.

Приказом Ульяновской таможни (правопреемником Пензенской таможни)      *** от ***2014 внесены изменения в приказ Пензенской таможни от ***2010 *** в части определения выслуги лет в таможенных органах для назначения пенсии Малахову С.Е., из выслуги лет истца исключен период нахождения его под стражей с ***.2009 по ***.2010, выслуга лет в таможенных органах составляет 19 лет 01 месяц 22 дня.

Отказывая Малахову С.Е. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходя из совокупного анализа содержания Федеральных законов от 12 февраля 1993 года №4468-1 и от 21.07.1997 № 114-ФЗ, Постановлений Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 и от 02.02.1998 № 103, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным приказа Ульяновской таможни *** от ***.2014 в части определения выслуги лет в таможенных органах для назначения пенсии, поскольку действующее законодательство не допускает возможности включения в выслугу лет сотрудника таможенных органов по периода нахождения под стражей в рамках уголовного преследования, которое прекращено на основании *** УПК РФ( за истечением сроков давности уголовного преследования).

Согласно ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

В силу ч.4 статьи 133 УПК РФ правила указанной статьи не распространяются на лиц, в отношении которых меры процессуального принуждения или обвинительный приговор отменены или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, поскольку прекращение уголовного дела (освобождение от наказания) в указанных случаях само по себе не является свидетельством незаконности или необоснованности уголовного преследования.

Прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования само по себе не является свидетельством незаконности осуществлявшегося против лица уголовного преследования; оно означает не исправление ошибки или иного нарушения закона, а отказ от дальнейшего доказывания виновности лица несмотря на то, что основания для осуществления в отношении него уголовного преследования сохраняются.

Таким образом, прекращение уголовного дела ввиду истечения сроков давности не влечет полную реабилитацию лица, в отношении которого прекращается дело.

Факт необоснованного привлечения Малахова С.Е. к уголовной ответственности и последующей его реабилитации не установлен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик на законном основании исключил из выслуги лет истца период нахождения под стражей ввиду привлечения к обоснованному уголовному преследованию с ***2009 по ***.2010, суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным обжалуемого приказа.

Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным основаниям иска, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем они не могут служить основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 22 июля 2014 года с учетом определения этого суда об устранении описки от 20.10.2014  оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Малахова С*** Е***  - Панина С*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: