Судебный акт
Признание факт несчастного случая на производстве
Документ от 16.12.2014, опубликован на сайте 30.12.2014 под номером 49323, 2-я гражданская, об установлении факта несчастного случая на производстве, признании права на получение единовременной страховой выплаты и назначении ежемесячных страховых выплат., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Шакурова Н.К.                                                                 Дело №33- 4874/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               16 декабря 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чекуряева В*** И*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Чекуряева В*** И*** к ГУ Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об установлении факта несчастного случая на производстве, признании права на получение единовременной страховой выплаты и назначении ежемесячных страховых выплат отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Чекуряева В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чекуряев В.И. обратился в суд с иском к ГУ Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об установлении факта несчастного случая на производстве, признании права на получение единовременной страховой выплаты и назначении ежемесячных страховых выплат.    

В обоснование иска указал, что он в период с ***.1976 по ***1979  работал машинистом холодильно-аммиачных установок 4 разряда  на Б*** в с. Б*** В*** района Ульяновской области.

19.09.1978  около 21.30 час., следуя по распоряжению работодателя к месту работы,  был сбит автомобилем, в результате чего истцу были причинены телесные повреждения, повлекшие инвалидность 2 группы. Весной 1979 года по окончании лечения по месту работы на Б*** был составлен акт по факту несчастного случая на производстве от 19.09.1978.  В настоящее время акт утрачен, и не имеется возможности его восстановить в связи с ликвидацией в 2003 году Б***. В архивах учреждений акт и выписка из истории болезни в связи с истечением срока хранения документов не сохранились. Таким образом, невозможно установить факт несчастного случая на производстве во внесудебном порядке.

Просил суд установить факт несчастного случая на производстве, произошедшего с ним 19.09.1978 и признать за ним право на получение единовременной и ежемесячных страховых выплат, обязав ответчика назначить и производить указанные выплаты.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе истец Чекуряев В.И. не согласен с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает необоснованным вывод суда, что несчастный случай, имевший место 19.09.1978  не является страховым. Поясняет, что им 19.09.1978  была получена травма: о***, что подтверждается направлением на ВТЭК от 02.10.1979. Кроме того, травма получена по пути следования на работу на личном транспорте по распоряжению работодателя. Факт составления акта о несчастном случае на производстве подтвержден показаниями свидетеля Ч*** А.Ф.

В возражениях на жалобу ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, в период с  ***1976 по ***.1979  Чекуряев В.И. работал машинистом холодильно-аммиачных установок  на Б***, уволен с данной должности в  связи с установлением ему инвалидности  второй группы. 

19.09.1978 около 21.30 час.  Чекуряев В.И., следуя на работу на принадлежащем ему мотоцикле, стал участником ДТП, в результате которого ему были причинены следующие телесные повреждения: о***.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

В силу статей 3 и 7 данного Федерального закона право на обеспечение по страхованию наступает со дня наступления страхового случая.

Страховой случай - это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона лицам, получившим до вступления в законную силу настоящего Федерального закона увечье, профзаболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденное в установленном порядке, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья или иного повреждения здоровья.

Согласно ч. 5 ст. 7 данного Федерального закона  лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 20.05.1966, действовавшего на дату наступления у Чекуряева В.И. несчастного случая, расследованию в порядке, предусмотренном указанным Положением, подлежат несчастные случаи, если они произошли на территории организации; вне территории организации при выполнении работы по заданию организации, а также с рабочими и служащими, доставляемыми на место работы и с работы на транспорте, предоставленном организацией. Расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие как в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), так и перед началом и по окончании работ, а также при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни. В соответствии с пунктом 4 данного Положения результаты расследования несчастного случая на производстве, вызвавшего потерю трудоспособности не менее одного рабочего дня, оформляются актом по форме Н-1, который подлежит хранению течение 45 лет.

В соответствии с пунктом 1 Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой, утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 22.12.1961 № 483/25, действующих на дату наступления вреда здоровью у Чекуряева В.И., предприятия, учреждения, организации несут материальную ответственность за ущерб, причиненный рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой и происшедшим: на территории предприятия, учреждения, организации; вне территории предприятия, учреждения, организации при выполнении ими своих трудовых обязанностей, а также во время следования к месту работы и с работы на транспорте предприятия, учреждения, организации. Такая ответственность наступает, если увечье либо иное повреждение здоровья рабочего или служащего имело место по вине предприятия, учреждения, организации.

Исходя из анализа правовых норм, определяющих понятия несчастный случай на производстве, страховой случай, суд обоснованно пришел к выводу о том, что работодатель несет ответственность за происшедшие с работником несчастные случаи при следовании к месту командировки, к месту выполнения работы  и т.д., а страховщик производит  оплату в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате данных несчастных случаев, только тогда, когда работник следует на транспорте, предоставленном работодателем, на личном транспорте, но по распоряжению работодателя, общественным транспортом или пешком. 

Дав правильную правовую оценку  представленным доказательствам, направлению на ВТЭК от 02.01.1979,  выписке из акта освидетельствования во ВТЭК № *** от 26.01.1979, показаниям свидетелей,  суд установил, что травма, полученная Чекуряевым В.И.  при следовании к месту работы на личном транспорте, не является  несчастным случаем на производстве, а потому он не имеет права на получение единовременной и ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, предусмотренных  Федеральным законом  № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Допустимых и достоверных доказательств того, что  в момент ДТП истец следовал к месту работы на мотоцикле по распоряжению работодателя  суду представлено не было.

При этом суд обоснованно отнесся критически к показаниям свидетеля Ч*** А.Ф., руководителя Б*** в период с 1972 по 1982 года, о том, что по факту несчастного случая с истцом составлялся акт формы Н1, поскольку данные показания не подтверждены  документально.

Так, акт формы Н1 составляется по результатам расследования несчастного случая на производстве и является основанием для выплаты работнику страхового возмещения. В период до    данная выплата производилась работодателем, а в дальнейшем после создания  Фонда социального страхования РФ указанной организацией.

Доказательств того, что истцу когда-либо производились выплаты в возмещение вреда здоровья в связи с рассматриваемым несчастным случаем суду не представлено.

Более того, акт формы Н1 составлялся в нескольких экземплярах, один из которых в обязательном порядке направлялся в Федеральную организацию профсоюзов Ульяновской области, подлежал хранению 45 лет.  Согласно сведениям, представленным Федеральной организацией профсоюзов Ульяновской области от 22.07.2014 № ***, материалов расследования несчастного случая на производстве, произошедшего 19.09.1978 с машинистом холодильно-аммиачной установки Б*** В*** района Ульяновской области Чекуряевым В.И., в архиве Федерации не обнаружено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что суд, исследовав представленные  доказательства, не принял во внимание  факт получения истцом травмы при следовании на работу  и  показания свидетеля о том, что составлялся акт формы Н1 по данному случаю, пришел к неправильному выводу об отсутствии страхового случая и права истца на получение страхового возмещения, являются несостоятельными и сводятся к переоценке доказательств, основания для чего судебная коллегия не усматривает.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Чекуряева В.И., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чекуряева В*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: