Судебный акт
Обеспечение специализированным жилым помещением
Документ от 16.12.2014, опубликован на сайте 29.12.2014 под номером 49320, 2-я гражданская, об обязании обеспечить жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Елистратов А.М.                                                                      Дело № 33-5029/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                16 декабря 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей   Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 августа  2014 года, с учетом определения этого же суда от 31 октября 2014 года об исправлении описки, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Чепурнова В*** Н*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области выразившееся в необеспечении Чепурнова В*** Н*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Чепурнову В*** Н*** на территории рабочего посёлка Т*** Ульяновской области жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области, действуя в интересах Чепурнова В.Н., *** 1996 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о  признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, прокурор просил обязать ответчика обеспечить истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Чепурнов В*** Н***, *** *** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать отказалась от ребенка в родильном доме. Отец неизвестен. В последующем истец был помещён в о*** В сентябре 1996 года истец был усыновлен. В последующем постановление об усыновлении судом было отменено, несовершеннолетний передан органу опеки. Истец обучался в ОГКОУ «О***». 19 мая 2010 года Главой администрации муниципального образования «Т*** район» вынесено Постановление №*** о постановке истца на учет в целях обеспечения жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей. *** 2014 года истец включен в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, но жилым помещением  не обеспечен.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  Чепурнова В.Н., представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела,  Чепурнов В.Н., *** *** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать отказалась от ребёнка в родильном доме. Отец неизвестен. В последующем истец был помещён в о***. В сентябре 1996 года истец был усыновлён. В последующем постановление об усыновлении судом было отменено, несовершеннолетний передан органу опеки. Истец обучался в ОГКОУ «О***».

19 мая 2010 года Главой администрации муниципального образования «Т*** ***» вынесено Постановление № *** о постановке истца на учёт в целях обеспечения жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей.

14 мая 2014 года истец включен в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и ОГУП БТИ истец жилых помещений в собственности не имеет.

До дня рассмотрения дела жилое помещение истцу не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Чепурнов В.Н. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Чепурнова В.Н., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 августа  2014 года, с учетом определения этого же суда от 31 октября 2014 года об исправлении описки, оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи