Судебный акт
Доставка инвалида на лечение
Документ от 09.12.2014, опубликован на сайте 30.12.2014 под номером 49245, 2-я гражданская, о возложении обязанности организовать доставку инвалида для получения обязательных медицинских процедур., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Дементьев Н.Н.                                                                  Дело №33-4784/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              09 декабря 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л,В.

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Государственного учреждения здравоохранения «Старомайнская центральная районная больница», Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 сентября 2014 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Старомайнского района Ульяновской области, действующего в  интересах Шрамко Н*** П***, удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Старомайнская центральная районная больница» организовать и обеспечить доставку автотранспортом больную *** Шрамко Н*** П*** от места жительства и до места получения медицинской помощи *** и обратно по графику ***

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ГУЗ «Старомайнская ЦРБ» - Матренина С.Н., представителя Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области – Быковой О.К., поддержавших  доводы  апелляционных  жалоб, представителя Шрамко Н.П. – Шрамко В.Б., возражавшего  против  доводов   жалобы, мнение  прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области, действуя в интересах Шрамко Н.П., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области,  государственному учреждению здравоохранения «Старомайнская центральная районная больница» (далее -  ГУЗ «Старомайнская ЦРБ») о возложении обязанности организовать доставку инвалида для получения обязательных медицинских процедур. В обоснование иска указал, что Шрамко Н.П. является инвалидом *** группы,  имеет заболевание *** и с 2010 года нуждается в постоянном лечении ***. Шрамко Н.П. проживает по адресу: Ульяновская область, р.п. Старая Майна, пер. Г***, лечение проходит три раза в неделю в *** ООО «Ф***»  г. Ульяновска.  С начала марта 2014 года бесплатная медицинская помощь в части доставки больной Шрамко Н.П. до места лечения и обратно была прекращена. Между тем, заболевание Шрамко Н.П. требует регулярной и неотложной специализированной медицинской помощи. Для прохождения гемодиализа Шрамко Н.П. вынуждена 3 раза в неделю самостоятельно изыскивать возможность её транспортировки до места проведения лечения и обратно. Нерегулярное прохождение процедуры *** угрожает ей летальным исходом. Просил обязать ответчиков организовать и обеспечить доставку автотранспортом больную *** Шрамко Н.П. от места жительства и до места получения медицинской помощи методом *** и обратно по графику прохождения ***

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Старомайнская ЦРБ» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Ссылаясь на ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 № 635-П «Об утверждении Территориальной прогpаммы государственных гарантий бесплатного оказания гpажданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», указывает, что транспортировка больных к месту лечения и обратно не относится к медицинским услугам, предусмотрена   только  в отношении скорой медицинской помощи.  Шрамко Н.П. в оказании такой помощи не нуждается, медицинская помощь оказывается ей в плановом режиме, здоровью  истицы   ничего не угрожает, в связи с чем возложение на  ГУЗ «Старомайнская ЦРБ» обязанности  по ее транспортировке на лечение в г. Ульяновск и обратно необоснованно. Подобные транспортные услуги не входят в состав компенсируемых статей расходов больницы за счет средств обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования жителей Ульяновской области. ГУЗ «Старомайнская ЦРБ» медицинскую помощь Шрамко Н.П. не оказывает, а транспортные услуги в обязанности больницы не входят.  Полагает, что данный вид услуг должен оказываться гражданам  органами муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области также не соглашается с решением суда, просит его отменить. Ссылаясь на нормы действующего законодательства в сфере бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ, указывает, что перевозка пациента на автомобильном транспорте к месту лечения относится к числу транспортных, а не медицинских услуг, в силу чего не может оказываться за счет средств обязательного медицинского страхования. ГУЗ «Старомайнская ЦРБ» медицинские услуги истице не оказывает, в связи с чем возложение на нее обязанности по транспортировке Шрамко Н.П. в г. Ульяновск и обратно необоснованно. Кроме того, суд не принял во внимание и не дал оценку письму УФОМС по Ульяновской области по вопросу транспортировки амбулаторных больных, согласно которому оплата данных расходов не может быть произведена за счет средств фонда социального страхования.

В возражениях на жалобы  прокурор Старомайнского района Ульяновской области просит оставить решение суда  без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии Шрамко Н.П., извещенной о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном  заседании   представитель   ГУЗ   «Старомайнская ЦРБ» - Матренин С.Н., представитель Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области – Быкова О.К.  доводы апелляционных жалоб   поддержал.

В судебном заседании представитель Шрамко Н.П. – Шрамко В.Б. просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Шрамко Н.П. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно.

Согласно выписке из истории болезни  Шрамко Н.П. имеет следующее основное заболевание: ***, по жизненным показаниям нуждается в динамическом наблюдении ***, а также *** по индивидуальной схеме – (***).

Из выписки карты динамического наблюдения *** больного, выданной *** ООО «Ф*** г. Ульяновска,   следует,  что Шрамко Н.П. с диагнозом: *** поступила в ***ентр ***2010. Общее состояние характеризуется как тяжелое, компенсировано лечением  в виде *** рекомендовано продолжение *** 3 раза в неделю ***. Самостоятельно добираться до *** не в состоянии. Пропуск процедур недопустим по жизненным показаниям.

***2014 администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской  области  отказала  Шрамко  Н.П. в ее доставке на лечение и обратно в ООО «Ф*** г. Ульяновска, которую осуществляла ранее, сославшись на то, что данная услуга должна быть оказана Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области в рамках специализированной медицинской помощи.

В связи с указанными обстоятельствами прокурор Старомайнского района Ульяновской области в интересах Шрамко Н.П. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Старомайнского района Ульяновской области, действующего в интересах Шрамко Н.П., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7 ); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ   предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 № 635-П утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Территориальная программа).

Согласно п. 2 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области в рамках Программы бесплатно предоставляется, кроме прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС.

В соответствии с п. 3 Тарифного соглашении по обязательному медицинскому страхованию в Ульяновской области на 2014 год между Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ульяновской области и страховыми компаниями, осуществляющим свою деятельность на территории  Ульяновской области, в состав компенсируемых статей расходов медицинских организаций всех форм собственности, входящих в систему ОМС, за счет средств обязательного медицинского страхования по территориальной программе ОМС жителей Ульяновской области 2014 года входят, в том числе  расходы на транспортные услуги ( п.1.4)

Приложением №1 к Территориальной программе государственное учреждение здравоохранения «Старомайнская центральная районная больница»  и ООО «ФрезениусНефрокеа» внесены в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 2.3.1 , 2.3.2. ,2.3.3. Устава ГУЗ «Старомайнская Центральная больница» осуществляет специализированную медицинскую помощь, оказывает  транспортные услуги, участвует в реализации целевых программ по медицинскому обеспечению населения. 

Пунктом 13 раздела «Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования» Письма Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа проводится в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования.

На основании указанных норм действующего законодательства, с учетом нуждаемости Шрамко Н.П. по жизненным показаниям в п*** по индивидуальной схеме и невозможностью ее самостоятельной транспортировки до *** по состоянию здоровья, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора.

Доводы, приведенные ГУЗ «Старомайнская ЦРБ», Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области в апелляционных жалобах относительно того, что транспортировка больных для получения специализированной медицинской помощи не является медицинской услугой и не может оказываться в рамках программ по обязательному медицинскому страхованию, не могут повлечь отмену решения суда.

Транспортировка истицы в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии ***, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обоснованно возложена на ГУЗ «Старомайнская ЦРБ», включенное в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальный программы обязательного медицинского страхования.

Ссылка Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области в жалобе  на письмо УФОМС по Ульяновской области, в котором содержатся разъяснения о том, что доставка больных к месту проведения процедур заместительной почечной терапии должны организовываться самими инвалидами, правильность выводов суда не опровергает, поскольку нормативно-правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, не является.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Старомайнская центральная районная больница», Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: