Судебный акт
О взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение
Документ от 09.12.2014, опубликован на сайте 29.12.2014 под номером 49227, 2-я гражданская, об обязании возмещения расходов на санаторно-курортное лечение, возмещении компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Шлейкин М.И.                                                                 Дело №33- 4814/2014 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               09 декабря 2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кириллова В*** А*** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 23 сентября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах Кириллова В*** А*** к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Тереньгульскому району, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно - курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» о признании бездействий незаконными, взыскании стоимости путевки и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области и Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно - курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» по не обеспечению Кириллова В*** А*** в 2013 году санаторно – курортной путевкой на лечение.

В остальной части исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах Кириллова В*** А*** оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Кириллова В.А., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы, представителей ответчиков ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» Фроловой Е.В., Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Тереньгульскому району Ульяновской области Лазаричевой Н.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы,  прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Кириллова В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Тереньгульскому району о признании бездействий незаконными, взыскании стоимости путевки и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что Кириллов В.А. является инвалидом ***  группы бессрочно. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Кириллов В.А. является получателем государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, в том числе, при наличии медицинских показаний предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда к месту лечения и обратно. Однако, несмотря на то, что Кириллов В.А. неоднократно обращался к ответчикам по вопросу предоставления санаторно-курортных путевок, он не был обеспечен санаторно-курортным лечением за 2013 год. В связи с этим, Кириллов В.А. был вынужден приобрести санаторно-курортную путевку за счет собственных средств и билеты на проезд к месту лечения и обратно.

Прокурор просил суд признать бездействия ответчиков по непредставлению инвалиду *** группы Кириллову В.А. санаторно-курортной путевки за 2013 год незаконными, взыскать стоимость путевки, приобретенной Кирилловым В.А., в сумме *** руб. и железнодорожных билетов к месту лечения и обратно в сумме *** руб., а также компенсацию морального вреда в размере *** руб.

Определением от 20.08.2014 суд привлек к участию в деле в качестве ответчика ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Кириллов В.А. не согласен с решением суда, просит его отменить. Считает необоснованным вывод суда, что действующим законодательством не предусмотрена выплата компенсации за не предоставленную путевку на санаторно-курортное лечение. Судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам в части того, что понесенные им расходы на приобретение путевки фактически являются материальным ущербом, который подлежит возмещению за счет ответчиков. При этом необеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение причинило ему  моральный вред, он испытывал физические и нравственные страдания, до настоящего времени у него ухудшается здоровье.

Апелляционное представление прокурора Тереньгульского района Ульяновской области отозвано до начала рассмотрения дела по существу.

В возражениях на апелляционное представление Управление Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Тереньгульскому району указывает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области,  извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Кириллов В.А. является инвалидом *** группы.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год ( ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В силу пункта 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

По медицинским показаниям  Кириллов В.А. нуждался в санаторно-курортном лечении  в 2013 году.

В мае 2013 года Кириллов В.А.  обращался в орган социальной защиты с заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, однако, ввиду недостаточности финансирования  истец путевкой в 2013 году обеспечен не был.  

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2101-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Ульяновской области о передаче правительству Ульяновской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому осуществление данных полномочий возлагалось на орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, которым в настоящее время является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области.

В целях реализации указанного Соглашения Правительство Ульяновской области своим постановлением от 19.12.2013 года утвердило Порядок финансирования части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (приложение N 7).

Согласно п. 1 названого Порядка финансирование расходов, связанных с исполнением части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - федеральные полномочия), осуществляется за счет предоставления субвенций из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области.

Главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, поступающих из федерального бюджета, является исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (п. 3 Порядка).

На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.04.2010 №239-пр было создано ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске», к полномочиям которого отнесено предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставления путевок на реабилитацию гражданам пожилого возраста, являющимися инвалидами.

Исходя из вышеизложенного, и учитывая то, что недостаточность финансирования не освобождает государства от исполнения взятых на себя обязательств по обеспечению   инвалида  санаторно-курортным лечением, суд правомерно признал бездействие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» по необеспечению Кириллова В.А. санаторно-курортным лечением в 2013 году незаконным.

Решение в данной части не обжалуется.

Судом установлено, что 28.08.2013 Кириллов В.А. за счет собственных средств приобрел путевку в санаторий «В***» в г. А***. Продолжительность лечения в указанном санатории имела место с 28.08.2014  по 11.09.2013, стоимость путевки - *** руб. Также Кирилловым В.А. были приобретены железнодорожные билеты к месту лечения и обратно.

Поскольку ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»,  ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении путевки, не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации за приобретенную им путевку.

При этом доводы апелляционной жалобы  о том, что понесенные истцом расходы относятся к материальному ущербу и, соответственно, подлежат возмещению ответчиками, являются несостоятельными, основанными на  неверном толковании закона.

Так, обеспечение инвалида путевкой является мерой социальной поддержки, гарантированной государством.

Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Поскольку  истец  избрал  форму получения мер социальной поддержки виде  набора социальных услуг, соответственно права на их компенсацию не имеет.

При этом расходы понесенные истцом на приобретение путевки в соответствии со ст.15 ГК РФ  не являются ущербом, подлежащим возмещению за счет виновной стороны.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации  № 686-О от 03.04.2014 если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.

Таким образом, истец сохраняет  право на обеспечение санаторно-курортным лечением за 2013год.

В силу ст.ст.150, 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный нарушением  личных неимущественных прав гражданина, либо в случаях специально предусмотренных законом.

Поскольку вышеприведенным законодательством не предусмотрено возмещение морального вреда, а также  истцом не представлено доказательств нарушения его личных неимущественных прав в результате отказа в компенсации приобретенной  путевки на санаторно-курортное лечение, суд правомерно отказал Кириллову В.А. в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы в данной части на правильность судебного решения не влияют и не влекут его отмену, либо изменение.

Доводы, приведенные Кирилловым В.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 23 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кириллова В*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: