Судебный акт
О продлении статуса вынужденного переселенца
Документ от 02.12.2014, опубликован на сайте 29.12.2014 под номером 49156, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным и понуждении в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                                   Дело № 33- 4665/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       02 декабря 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.

судей Фёдоровой Л.Г., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 сентября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Рагулиной Н*** А*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области продлить  Рагулиной Н*** А*** статус вынужденного переселенца с 08.07.2014 года, что будет являться основанием для выдачи Рагулиной Н*** А***  соответствующего удостоверения  и восстановления  её в очереди в Сводном  списке на получение постоянного жилья.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Рагулиной Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Рагулина Н.А. обратилась в суд с  иском к Администрации г. Димитровграда, Управлению Федеральной миграционной службы по Ульяновской области о признании решения комиссии УФМС России по Ульяновской области об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца незаконным, восстановлении срока на продление  действия статуса вынужденного переселенца, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.

Исковые требования мотивированы тем, что она  с 08.07.1997 года  имела статус вынужденного переселенца и удостоверение вынужденного переселенца. Срок действия удостоверения совпадает со сроком  действия статуса вынужденного переселенца.

08.07.2014 года срок её статуса и срок действия удостоверения истек. 13.05.2014 года она обратилась  в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о выдаче ей нового удостоверения. Однако, решением  комиссии УФМС РФ по Ульяновской области от 10.07.2014 на основании п.16 и п.17 Положения об организации деятельности территориальных органов  ФМС России по  принятию решений о лишении статуса вынужденного переселенца она была лишена данного статуса и снята с учета, как вынужденный переселенец. В её просьбе  о восстановлении  срока  ей так же было отказано по причине отсутствия полномочий по решению данного вопроса.

Просила  признать решение комиссии УФМС России по Ульяновской области от 10.07.2014 года  об отказе в продлении статуса  вынужденного переселенца ей незаконным, восстановить срок для продления  срока действия статуса  вынужденного переселенца и обязать УФМС по Ульяновской области продлить  ей статус вынужденного переселенца, что послужит основанием  для восстановления в очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области просит отменить решение суда, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, суд не применил закон, подлежащий применению, что является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Согласно пп.2 п.2 ст.9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п.4 ст. 5 названного Закона. Статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается  по истечении пятилетнего срока, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору  в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача им соответствующего заявления. В законе говорится именно о продлении статуса вынужденного переселенца, а не о его возобновлении, соответственно заявление  о продлении статуса вынужденного переселенца должно быть подано в пределах срока действия этого статуса. В противном случае лицо утрачивает статус вынужденного переселенца на основании пп. 2 п.2 ст. 9 Закона.

Вопрос о продлении статуса вынужденного переселенца рассматривается компетентным органом на основании заявления самого вынужденного переселенца, с таким заявлением истица в УФМС России по Ульяновской области не обращалась. Действующим законодательством не предусмотрено восстановление Рагулиной Н.А. статуса вынужденного переселенца и включение в прежней очередности в Сводном списке на получение постоянного жилья.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Рагулина Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее,  судебная коллегия приходит к следующему.

 

Согласно п. 1,2 ст.1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец- гражданин Российской Федерации, покинувший место  жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

 

По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 указанной статьи, вынужденным переселенцем признается: гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

 

Как установлено судом, Рагулина Н.А. является гражданином Российской Федерации,   приобрела статус вынужденного переселенца 08.07.1997 года, ей было выдано соответствующее удостоверение в связи с предоставлением статуса вынужденного переселенца.

Срок действия данного статуса у Рагулиной Н.А. закончился 08.07.2014 года.

Жилищные условия  истицы не изменились, она  проживает в комнате общежития площадью 9 кв.м по пр.А***, ***-*** г.Димитровграда.

В соответствии со ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, Рагулина Н.А. состояла на учете в УФМС России по Ульяновской области как вынужденный переселенец с 08.07.1997 года, срок действия которого в последующем неоднократно продлевался, последний раз до  08.07.2014 года.

13.05.2014   Рагулина Н.А.  обратилась в органы УФМС по Ульяновской области с заявлением о выдаче ей нового удостоверения вынужденного переселенца, которое было у нее принято в отсутствие заявления  о продлении  статуса вынужденного переселенца.

Решением  комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении, продлении и лишении статуса вынужденных  переселенцев УФМС России по Ульяновской области от 10.07.2014 г. Рагулина Н.А. была лишена статуса вынужденного переселенца, на основании п.16 и п. 17 Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по принятию решения о лишении статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев, а также в случаях утраты статуса вынужденного переселенца, утвержденного приказом ФМС России от 13.05.2013 № 235.

Судом исследовались медицинские документы Рагулиной Н.А., выписки из амбулаторной карты истицы *** службы ФГУЗ КБ № 172  ФМБА России их которых следует, что Рагулина Н.А.  получает  медицинскую помощь у врача-*** в связи с  *** и в  период с 29.04.2014 по 25.09.2014 находилась  на лечении у врача *** получала в качестве лечения специальные препараты.

Пунктом 22 Административного  регламента  предоставления ФМС государственной услуги по  предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия, утвержденного приказом ФМС России от 29.06.2012 № 21848 предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается: при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца; в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

 

Исходя из установленных по делу обстоятельств и анализа правовых норм, суд правомерно признал обоснованными доводы истицы о том, что она не обратилась с заявлением о продлении действия статуса вынужденного переселенца по уважительной причине.

 

Учитывая, что Рагулина Н.А. признана вынужденным переселенцем, по настоящее время не обустроена, не имеет возможности приобрести новое жилье, то обстоятельство, что она по существу на протяжении длительного времени выполняла все формальности по продлению статуса вынужденного переселенца, в настоящее время из-за состояния здоровья не обратилась с заявлением о продлении указанного статуса, обратившись только с заявлением о выдаче удостоверения вынужденного переселенца, тем самым выразив свое желание на сохранение указанного статуса, суд обоснованно удовлетворил ее требования в части продления ей статуса вынужденного переселенца с 08.07.2014 года, что является основанием для выдачи истице  соответствующего удостоверения  и восстановления  её в очереди в Сводном  списке на получение постоянного жилья.

 

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, обоснован нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана оценка в соответствии со  ст. 67 ГПК РФ.

 

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, и оценки суда первой инстанции с соблюдением правил ст.ст. 12, 55, 56 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному  толкованию норм материального права, выводы суда не опровергают и не могут послужить основанием к отмене решения суда.

 

С учетом изложенного, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                   

 

Судьи