Судебный акт
Обеспечение доступа инвалидов к объектам инфраструктуры
Документ от 09.12.2014, опубликован на сайте 18.12.2014 под номером 49126, 2-я гражданская, о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание отделения почтовой связи, об обязании устранить нарушения требований ГОСТ и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», при входе и внутри здания отделения почтовой связи для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения, с. Новые Зимницы ул. 50 л. Октября, д. 2, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья  Хуснетдинов А.Р.                                                                     Дело № 33-4750/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  09 декабря 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Колобковой О.Б.,

судей   Гурьяновой О.В., Тютькиной З.А.,

при секретаре   Берхеевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2014 года, по  которому постановлено:

 

Иск прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области и к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих  кресла- коляски и собак- проводников) в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: *** Старокулаткинского района Ульяновской области по ул. ***, незаконным и обязании устранить  нарушения требований ГОСТа и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при входе в здание администрации для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить.

 

Признать бездействие администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области и Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих  кресла-коляски и собак-проводников) в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: *** Старокулаткинского района Ульяновской области по ул. ***, незаконным.

 

Обязать администрацию муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области и Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области устранить  нарушения требований ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: *** Старокулаткинского района Ульяновской области по ул. ***, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов.  

 

Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в здание отделения почтовой связи (далее – ОПС), расположенного по адресу: *** Старокулаткинского района Ульяновской области по ул. ***, и возложении обязанности устранить нарушения требований ГОСТа и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при входе в здание указанного отделения почтовой связи для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание.

 

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что в с.*** Старокулаткинского района Ульяновской области по ул. ***, расположено здание отделения почтовой связи. Данное здание является объектом социальной инфраструктуры. На момент проверки указанного здания отделения почтовой связи не были созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному объекту. В частности, входная группа здания ОПС не оборудована пандусом и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов, а входная дверь почтового отделения имеет высоту порогов и перепадов уровня пола выше допустимой нормы 0,014 м, ширина внешней и внутренней дверей составляют менее предусмотренных 1,2 м. Таким образом, по мнению прокурора, в результате бездействия со стороны УФПС Ульяновской области и неисполнения Управлением возложенных законом обязанностей, выразившихся в непринятии мер к обеспечению беспрепятственного доступа в здание ОПС инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), были существенным образом нарушены права и свободы инвалидов, определить круг которых не представляется возможным.

 

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрации муниципального образования  «Старокулаткинский район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Старокулаткинский район»), являющаяся собственником здания, в котором располагается ОПС.

 

Уточнив исковые требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие ответчиков – администрации МО «Старокулаткинский район» (собственника помещений отделения почтовой связи) и ФГУП «Почта России» (пользователя указанных помещений) выразившееся в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в здание ОПС, расположенное по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, ***, а также  обязать ответчиков устранить  нарушения требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и  технические требования» при входе в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: *** Старокулаткинского района Ульяновской области по ул. ***, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу. При этом указывает, что ФГУП «Почта России» не является собственником имущества, в котором расположено отделение почтовой связи, находящееся по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, ***. По мнению автора жалобы, в соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности по установке пандуса необходимо возложить на муниципальное образование, как на собственника вышеуказанного имущества. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику Волгоградского областного суда. Кроме того, считает необоснованным вывод суда о том, что работы по обеспечению доступности помещения отделения почтовой связи, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания. Указывает, что пандус является элементом строительной конструкции, его установлению предшествуют комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением состояния и технических характеристик здания. Таким образом, установление пандуса не может быть отнесено к текущему ремонту и обязанность по установлению пандуса лежит на собственнике здания.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» - без удовлетворения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

 

Применяя приведенные выше нормы, суд первой инстанции правильно указал в решении, что отделения почтовой связи являются объектами социальной инфраструктуры, в которых должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в них инвалидов.

 

Из материалов дела следует, что отделение почтовой связи *** 433930 расположено в здании по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, ***.

 

На момент рассмотрения дела беспрепятственный доступ в указанное отделение почтовой связи инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) не обеспечен, так как вход в здание отделения почтовой связи пандусом не оборудован, перепады пола и порогов входных дверей внутри здания превышают допустимые нормы и составляют 14 см и 8 см (при допустимых 0,014 м). Ширина внешней двери 75,5 см, внутренней 86 см и 74 см (при необходимой ширине 1,2 м).

 

Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные обстоятельства являются нарушением требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и возложил на собственника здания – администрацию муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области и на его фактического пользователя – ответчика ФГУП «Почта Росси» в лице филиала – Управления ФПС Ульяновской области обязанность устранить нарушения требований ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил при входе в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, ***, в целях обеспечения возможности беспрепятственного доступа в него инвалидов.

 

Доводы ответчика о том, что ФГУП «Почта России» не является собственником указанного выше здания, а потому не может нести бремя его содержания, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку именно ФГУП «Почта России» использует здание по указанному адресу для оказания гражданам, в том числе инвалидам, услуг почтовой связи.

 

В остальной части доводы апелляционной жалобы также не могут быть признаны состоятельными, поскольку доказательств отсутствия технической возможности оборудовать спорное здание техническими приспособлениями для инвалидов, невозможности устранения перепадов пола и порогов входных дверей, ответчиком суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

 

Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда действующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, по согласованию с общественными объединениями инвалидов могут быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. Доводы апелляционной жалобы ответчика являются аналогичными его возражениям в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»  - без удовлетворения.

 

Председательствующий   

 

Судьи: