УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шакурова
Н.К.
Дело №33-4560/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 25
ноября 2014 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Грудкиной Т.М.
судей Фоминой В.А.,
Чурбановой Е.В.
при секретаре
Пузакиной К.К.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 11 сентября 2014 года, по которому
постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора Карсунского района, в интересах Егорова А*** В***, к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого
помещения удовлетворить.
Бездействие
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области по своевременному обеспечению Егорова А*** В***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения, расположенным в р.п. К*** К*** района
Ульяновской области, признать незаконным.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Егорова А*** В***, *** года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
расположенным в р.п. К*** К*** района Ульяновской области.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Карсунского
района обратился в суд с иском в интересах Егорова А.В. к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства МКУ
«Управление образования администрации МО «Карсунский район» о признании
незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих
требований указал, что в ходе прокурорской
проверки установлено, что Егоров А.В., *** года рождения, относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца
Егорова С.Г. умерла ***, отец - Егоров В.А. ограничен в отношении сына в
родительских правах решением Карсунского районного суда от ***. В настоящее
время Егоров А.В. проживает и зарегистрирован по адресу: Ульяновская область, К***
район, р.п. Я***, ул. М***, д. ***, кв.***., в жилом помещении, собственником
которого не является. Егоров А.В. в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области, включен 05.12.2013 на основании того, что он не имеет жилого помещения и закрепленный за ним жилой дом не
пригоден для проживания, однако до
сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.
С
учетом уточненных исковых требований прокурор просил суд обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Егорова А.В. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы
ссылается на отсутствие в специализированном государственном жилищном фонде
Ульяновской области квартир, предназначенных для обеспечения жилым
помещением сирот во внеочередном
порядке. Кроме того, поясняют, что в список детей-сирот включено более 1000
человек, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого
помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения,
следовательно, предоставление Егорову А.В. жилого помещения в первоочередном
порядке незаконно.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Егоров А.В., ***
года рождения, относится к лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать
Егорова С.Г. умерла *** , отец Егоров В.А. ограничен в родительских правах решением суда от ***
Жилой дом по адресу:
Ульяновская область, К*** район, с. Т***, ранее закрепленный за
несовершеннолетним, был признан непригодным для постоянного проживания согласно
заключению межведомственной комиссии от 20.05.2010.
Постановлением
администрации МО «Карсунский район» № ***
от 21.06.2010 Егоров А.В. принят на учет как нуждающийся в обеспечении жилым
помещением.
В настоящее время
Егоров А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: Ульяновская область, К***
район, р.п. Я***, ул. М***, д. ***, кв. ***, собственниками которого являются Е***
В.А. и Е*** Т.С.
Решением
координационного совета по защите прав интересов несовершеннолетних при
Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 05.12.2013
года Егоров А.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области.
По сведениям
регистрирующих органов Егоров А.В. не
имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма.
Поскольку жилое
помещение Егорову А.В. не предоставлено, прокурор, действуя в его интересах,
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая спор и
удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том,
что обеспечение Егорова А.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от
времени постановки на очередь.
С выводом суда
первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются
благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по
договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18
лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются
лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста
14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является
основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как
следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель
определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
Содержащееся в
пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о
нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же
основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда,
поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость
от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц,
обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
При этом отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих
мотивов.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 сентября 2014 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: