Судебный акт
О признании бездействия незаконным, обеспечение прав осужденных
Документ от 25.11.2014, опубликован на сайте 10.12.2014 под номером 48924, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                                          Дело № 33-4439/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            25 ноября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Болбиной Л.В.,

судей Тютькиной З.А. и Костенко А.П., 

при секретаре Воронковой И.А., 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда  Ульяновской области от 29 августа 2014 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования   Ульяновского прокурора  по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признания бездействия незаконным, понуждении  к устранению нарушений  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» по непринятию  мер к обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание в ИК-3, при проведении  краткосрочных и длительных свиданий с родственниками, а также лицами;  оказывающими юридическую помощь.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области»  в срок до 1 ноября  2015 года  принять следующие меры по устранению нарушений:

- привести число комнат КДС и ККС в соответствие с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130 ДСП «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России»; обеспечить необходимый набор помещений и оснастить помещения КДС и ККС, комнат приема и выдачи передач, посылок и бандеролей предметами мебели, инвентаря, оборудования и предметами хозяйственного обихода (имущества) в соответствии с  нормами  приказа  ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного  обихода (имущества) для учреждений, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных  изоляторов уголовно- исполнительной системы»; устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации проведения свиданий, торговли в магазине, приеме и выдаче посылок.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., представителя УФСИН  России по Ульяновской области – Гасанова М.С.,  представителя ФКУ ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области –  Никишина В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Абанина Д.П., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновский прокурор  по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах  неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная  колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о  возложении  обязанности привести помещения  для  свиданий,  а также  комнат приема   и  выдачи передач, посылок  и бандеролей в  соответствии с  установленными требованиями.

В обоснование иска указал, что в нарушение требований действующего законодательства в ФКУ ИК № 3 России по Ульяновской области количество комнат для проведения длительных и краткосрочных свиданий не соответствует установленным требованиям. Имеющиеся в учреждении комнаты не обеспечены предусмотренными нормативами предметами мебели, инвентарем, предметами хозяйственного обихода.

Помещение для проведения свиданий не оборудовано комнатой для  обыска лиц, пребывающих на длительные свидания, кладовой, комнатой для свидания с  адвокатами, в детской комнате отсутствуют игрушки, настольные игры, детские  книжки, в помещении кладовой отсутствует стационарный стеллаж, стеллаж для обуви, переносная лестница (стремянка).

В помещении кухни протекают водопроводные краны, из шести электроплит   функционируют только  три.

Помещения санитарных узлов находятся в антисанитарном состоянии, в них отсутствует искусственное освещении, а также необходимые туалетные принадлежности.

Большинство жилых, служебных и вспомогательных помещений нуждаются в ремонте.

Неоднократные прокурорские представления об устранении названных нарушений в адрес руководства колонии не исполнены.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области по непринятию мер к обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, при проведении  краткосрочных и длительных свиданий с родственниками, а также лицами,  оказывающими юридическую помощь;  возложить обязанность на  ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области в 9-ти месячный срок привести число комнат длительных свиданий и комнат краткосрочных свиданий в соответствие с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130-ДСП «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России»; обеспечить необходимый набор помещений и оснастить помещения КДС, ККС, комнат приема и выдачи передач, посылок и бандеролей предметами мебели, инвентаря, оборудования и предметами хозяйственного обихода (имущества) в соответствии с нормами приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»;  устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации проведения свиданий, торговли в магазине, приеме и выдачи посылок.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд  не указал в резолютивной части решения количество комнат, которое необходимо для проведения краткосрочных и длительных свиданий. Полагает, что исполнить решение суда в 9-ти месячный срок не представляется возможным ввиду отсутствия технической и материальной возможности. Также указывает на то, что отсутствие в решении суда расчета необходимого количества комнат в соответствии с нормативными требованиями вызовет затруднения при его исполнении. 

В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регулируется ст. 99 УИК РФ.

Как установлено ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003                  №130дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1.1 которой нормы Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом  ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Из материалов дела следует, что 28.04.2014 Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в ходе проведенной в отношении ФКУ ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области проверки  было выявлено, что деятельность по развитию материальной базы учреждения надлежащим образом не осуществляется.

Количество комнат для  краткосрочных свиданий (ККС) - менее ***, комнат для  проведения длительных свиданий (КДС) – менее ***.

В колонии отсутствует помещение для встреч с адвокатами. Не обеспечен  необходимый набор помещений, мебели и инвентаря; не имеется детской комнаты, отсутствуют игрушки и детские книжки, детская кровать сломана, в КДС отсутствуют занавески, прикроватные коврики, репродукторы, на лампах освещения отсутствуют защитные плафоны,  отсутствуют часы или имеются неисправные часы. В связи с отсутствием пожарного эвакуационного входа, КДС, расположенные на 3 этаже здания, не эксплуатируются. Электрополотенце, смонтированное в  помещении женского санузла, неисправно. Большинство помещений  нуждаются в ремонте, повреждения линолеума не позволяют проводить качественную уборку и дезинфекцию помещений, помещения не оснащены уборочным инвентарем.   

Кровля магазина и устройство для отвода талых вод находятся в неудовлетворительном состоянии, стены и потолочные плиты в разводах. В комнате приема посылок, передач и бандеролей  имеется плесень и паутина.

Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Признавая незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» по непринятию  мер к обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание в ИК-3, при проведении  краткосрочных и длительных свиданий с родственниками, а также лицами;  оказывающими юридическую помощь, и возлагая на ответчика обязанность в срок до 1 ноября  2015 года  принять меры по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации, районный суд обоснованно исходил из того, что администрация ФКУ ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области своим бездействием нарушает права неопределенного круга лиц на свидания, получение посылок и/передач, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также надлежащее материально-бытовое и медико­-санитарное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы гарантированное ст.ст.89, 99 и 101 УИК РФ и положениями ТК РФ.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд  не указал в резолютивной части решения количество комнат, которое необходимо для проведения краткосрочных и длительных свиданий, основанием для отмены или изменения решения служить не могут, поскольку в резолютивной части решения суда имеется ссылка на приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130 дсп «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», требования которого, касающиеся числа комнат КДС и ККС, должны быть исполнены ответчиком. Кроме того, в мотивировочной части решения указано, что количество комнат для  краткосрочных свиданий (ККС) в колонии менее ***, а комнат для  проведения длительных свиданий (КДС) – менее ***.

Таким образом, довод ответчика о невозможности исполнения решения суда ввиду его неясности, является несостоятельным.

Довод ответчика об отсутствии технической и материальной возможности исполнения решения суда, сам факт постройки здания колонии до издания Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, правового значения для настоящего дела не имеет и не может служить обстоятельством, которое бы препятствовало его переоборудованию с целью создания надлежащих условий содержания осужденных.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции было учтено, что  для устранения выявленных прокурором нарушений требуется значительное время, значительные финансовые средства, в связи с чем установил разумный срок для -  до 01 ноября  2015 года – для приведения здания колонии и находящихся в нем помещений в соответствие с требованиями закона.

Доказательств невозможности исполнения решение суда в установленный срок в материалах дела не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.    Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда  Ульяновской области от 29 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: