Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителеей
Документ от 25.11.2014, опубликован на сайте 08.12.2014 под номером 48882, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору соц.найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Сапрыкина Е.В.                                                                      Дело № 33-4586/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  25 ноября  2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.

судей   Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 сентября 2014 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Катаева А*** А*** удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению  Катаева А*** А*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Катаева А*** А*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в МО «***». 

В удовлетворении требований к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах Катаева А.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительству Ульяновской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района  проверки было установлено, что  Катаев А.А., *** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет.

05.02.1998  он был поставлен на первичный учет в управлении образования МО «***», т.к. его одинокая мать Катаева О.А. умерла ***, а отец был вписан в свидетельство о рождении со слов матери. В настоящее время истец зарегистрирован и проживает в доме своего опекуна Сидоровой Е.А. по адресу Ульяновская область  р.п. Ч***, ул. О***. 

17.04.2014 Катаев А.А. был включен список детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах Катаева А.А. просил признать незаконным бездействие ответчиков выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, прокурор просил обязать ответчика обеспечить Катаева А.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «***».

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом не оспаривая право истца на обеспечение жильем в установленном порядке, автор жалобы  указывает, что жилое помещение не представлено Катаеву А.А. только  по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

Дело рассмотрено в отсутствии истца Катаева А.П.,  представителей ответчиков Министерства строительства жилищно-коммунального комплекса и строительства Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, представителей третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, администрации муниципального образования «***»,  извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Катаев А.А., *** года рождения, относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Матерью Катаева А.А. является  – Катаева О.А., *** года рождения, отец Катаев А.А. вписан в актовую запись о рождении истца   со слов матери.

*** мать истца – Катаева О.А. умерла, и постановлением Главы администрации  Чердаклинского  района № *** от 20.02.1998 над малолетним Катаевым А.А.  была учреждена опека, опекуном назначена тетя – Сидорова Е.А., проживающая по адресу р.п. Ч***, ул. О***.

С 24.08.1998  и по настоящее время Катаев А.А. зарегистрирован по адресу р.п. Ч***, ул. О***. Данный жилой дом имеет общую площадь 43,7 кв.м., жилую 27,9 кв.м., состоит из 1 комнаты, где зарегистрировано и проживает 5 человек.

С сентября 2006 года  по 30.06.2010  Катаев А.А. обучался в О*** ПУ-*** р.п. Ч***.

Согласно сведениям УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области Катаев А.А. собственного жилья на территории Ульяновской области не имеет.

17.04.2014 Катаев А.А. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области в МО «***».

До настоящего времени жилое помещение ему  не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Катаев А.А. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Катаева А.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В  соответствии  со статьей  8  Федерального  закона  от  21  декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить основанием  к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 сентября 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи