Судебный акт
Вселение матери вместе с несовершеннолетним ребенком в принадлежащее последнему жилое помещение
Документ от 25.11.2014, опубликован на сайте 10.12.2014 под номером 48861, 2-я гражданская, о вселении в жилое помещение,обязании не чинить препятствий в пользовании жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Высоцкая А.В.                                                    Дело № 33-4407/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          25 ноября 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Фёдоровой Л.Г. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мокеева С*** А*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 27 августа 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Мокеевой М*** Н***, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери М*** К*** С***, к Мокееву С*** А*** о вселении в жилое помещение, обязании не чинить препятствий в пользовании жилым помещением удовлетворить.

Вселить несовершеннолетнюю М*** К*** С*** в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, проспект А***, дом ***, квартира ***, обязав Мокеева С*** А*** не чинить ей препятствий в пользовании указанным жилым помещением.

Вселить Мокееву М*** Н*** в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, проспект А***, дом ***, квартира ***, до совершеннолетия дочери М*** К*** С***, ***200*** года рождения, обязав Мокеева С*** А*** не чинить ей препятствий в пользовании указанным жилым помещением.

Взыскать с Мокеева С*** А*** в пользу Мокеевой М*** Н*** расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Мокеева С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; Мокеевой М.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Мокеева М.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери М*** К.С., 200*** года рождения, обратилась в суд с иском к Мокееву С.А. о вселении в квартиру, расположенную по адресу: г.Ульяновск, проспект А***, д. ***, кв. ***; обязании не чинить препятствия в пользовании указанным жилым помещением.

Требования мотивировала тем, что состояла с ответчиком в зарегистрированном браке, от которого они имеют дочь М*** К.С., родившуюся ***200***. Брак с ответчиком расторгнут решением от 14.03.2005 мирового судьи судебного участка №4 Заволжского района г. Ульяновска. Поскольку соответствующего спора не имелось, дочь после расторжения брака осталась проживать с ней. На основании договора купли-продажи от 19.11.2008 Мокееву С.А. и их дочери на праве общей долевой собственности (доли в праве 42/300 и 84/300, соответственно) принадлежит квартира по вышеуказанному адресу, в которой они зарегистрированы по месту жительства. Мокеев С.А. не пускает ее и дочь в квартиру, сменил замки на входной двери, в связи с чем, она и несовершеннолетняя М*** К.С. вынуждены проживать в однокомнатной квартире у своих родителей. При этом сам ответчик в квартире не проживает, а сдает ее внаем.

 

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Мокеев С.А. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на ст. 30 ЖК РФ, ч. 5 ст.60 СК РФ и ст.ст. 246 и 247 ГК РФ, указывает, что вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем на это необходимо согласие всех собственников этого жилого помещения. Поскольку он согласия на вселение матери несовершеннолетней дочери М*** К.С. не дает, правовые основания для такого вселения отсутствуют.

Обращает внимание на ошибочность выводов суда о том, что он является собственником 1/6 доли квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, проспект В*** ***, д. *** кв. ***. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имевшееся у него право собственности на указанный объект прекращено 24.12.2008. На сегодняшний день спорная квартира является его единственным жильем, в связи с чем вселение Мокеевой М.Н. приведет к нарушению его жилищных прав.

Полагает, что изложенные в решении выводы о наличии перед истицей задолженность по алиментам и факт взыскания с Мокеевой М.Н., действующей в интересах М*** К.С., задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не имеют отношения к рассматриваемому делу.

По мнению ответчика, неспособность дочери в силу малолетнего возраста самостоятельно пользоваться жилым помещением и реализовывать права собственника не является основанием для вселения ее матери. После расторжения брака с Мокеевой М.Н. в 2005 году ребенок фактически проживает с ней.

Ответчик также указывает в жалобе, что не возражает против проживания с ним дочери, что свидетельствует об отсутствии между ними спора по вопросу пользования жилым помещением.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи от 19.11.2008 Мокеев С.А. и его несовершеннолетняя дочь М*** К.С. являются сособственниками (доли в праве 84/300 и 42/300, соответственно) трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, проспект А***, д. ***, кв. ***. Принадлежащим им долям соответствует комната площадью 17,05 кв.м.

Брак между Мокеевым С.А. и матерью М*** К.С. – Мокеевой М.Н. был расторгнут решением от 14.03.2005 мирового судьи судебного участка №4 Заволжского района г. Ульяновска.

Несовершеннолетняя М*** К.С. по месту жительства зарегистрирована в принадлежащей ей квартире, фактически после расторжения родителями брака проживает с матерью в принадлежащей бабушке по линии матери однокомнатной квартире по адресу: г. Ульяновск, бульвар П***, д. ***, кв. ***.

Разрешая предъявленные Мокеевой М.Н. в собственных интересах и в интересах дочери требования о вселении в принадлежащую последней квартиру, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу об их обоснованности.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

В соответствии с положениями ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом. При этом собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависят от особенностей конкретных жизненных ситуаций (Постановления от 21.04.2003 №6-П, от 08.06.2010 №13-П и Определение от 03.11.2006 №455-О).

В соответствии с п. 2 ст. 54 СК РФ несовершеннолетний имеет право жить и воспитываться в семье и право на совместное проживание с родителями. Пункт 2 ст. 20 ГК РФ конкретизирует названные права: местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей. При этом в силу п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Кроме того, в соответствии с Семейным кодексом РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями (п. 1 ст. 56).

Учитывая положения части 1 статьи 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за их родителями признается право на вселение в принадлежащее несовершеннолетним жилое помещение.

В силу приведенных норм несовершеннолетняя М*** К.С. вправе предоставить право пользования принадлежащим ей имуществом своей матери, которая является ее законным представителем (ст. 65 СК РФ).

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Отсутствие согласия ответчика, который ссылается в обоснование своей позиции на статьи 246, 247 ГК РФ, регулирующие отношения между участниками долевой собственности, не может служить препятствием для реализации права ребенка на проживание с матерью.

По аналогичным основаниям судебная коллегия не может принять доводы жалобы ответчика о том, что спорная квартира является для него единственным жильем, в котором он сам намерен проживать.

Отклоняя приведенные Мокеевым С.А. в жалобе доводы об отсутствии возражений против проживания с ним дочери, которую способен воспитывать сам, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, после расторжения брака родителей место проживания М*** К.С. было определено с матерью, которая, являясь ее законным представителем, и осуществляет свои обязанности по воспитанию.

По смыслу статьи 57 СК РФ учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при определении его места жительства с родителями, брак которых расторгнут, обязателен.

Данных о том, что М*** К.С., достигшая на момент рассмотрения дела возраста 13 лет, желает проживать не с матерью, а с отцом, не имеется.

Доводы жалобы о том, что изложенные в решении выводы о наличии перед истицей задолженность по алиментам и факт взыскания с Мокеевой М.Н., действующей в интересах М*** К.С., задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, не имеют отношения к рассматриваемому делу, основанием для отмены решения не являются.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мокеева С*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи