Судебный акт
Обеспечение инвалида техническим средством реабилитации
Документ от 18.11.2014, опубликован на сайте 02.12.2014 под номером 48802, 2-я гражданская, об обспечении инвалида тех.средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Бирюкова О.В.                                                                          Дело № 33-4494/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     18 ноября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.,

судей   Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 сентября 2014 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Озерцова Е*** Е***, удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»  обеспечить Озерцова Е*** Е*** следующим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 29 марта 2011 года: кресло – коляска комнатная.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя ответчика областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Озерцова Егора Евгеньевича, обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что права инвалида первой группы Озерцова Е.Е. на предоставление мер государственной социальной поддержки нарушены. Озерцов Е.Е. является инвалидом *** группы. Ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида №*** к акту освидетельствования №***  от 29 марта 2011 года. В разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации» указаны, в том числе, кресло-коляска комнатная. 26 февраля 2014 года Озерцов Е.Е. обратился в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением об обеспечении его вышеуказанными техническими средствами реабилитации. Однако до настоящего времени он вышеуказанным средством технической реабилитации не обеспечен.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не соглашается с решением суда,  просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Озерцов Е.Е. зарегистрирован в базе данных на обеспечение техническими средствами реабилитации 25 марта 2010 года  в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации № *** от 21 апреля 2010 года (срок действия  - бессрочно). При этом, согласно ответу Министерства труда и социальной защиты РФ, Озерцов Е.Е. может быть поставлен на учет с целью обеспечения техническими средствами реабилитации только на основании действующей индивидуальной программы реабилитации №*** от 21 апреля 2010 года. Рекомендации по обеспечению креслом – коляской комнатной в действующей индивидуальной программе реабилитации № *** от 21 апреля 2010 года отсутствуют.  Кроме того, истец не представил оригинал индивидуальной программы реабилитации в прокуратуру и в суд, чем нарушил требования Постановления «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Озерцова Е.Е., его представителя Озерцовой О.Ю., представителя третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р к техническим средствам реабилитации относятся кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

В соответствии со статьей 11 указанного выше Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 названных выше Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие  техническими средствами.

В настоящее время обязанность по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации возложена на областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».

Материалами дела установлено, что Озерцов Е.Е. является инвалидом *** группы. Ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № *** к акту освидетельствования № ***  от 29 марта 2011 года. В разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации» указаны, в том числе, кресло-коляска комнатная.

26 февраля 2014 года Озерцов Е.Е. обратился в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением об обеспечении его вышеуказанным техническим средством реабилитации, однако обеспечен им не был.

Как следует из материалов дела, причиной отказа в обеспечении Озерцова Е.Е. таким техническим средством реабилитации как кресло-коляска комнатная, явилось то обстоятельство, что в индивидуальной программе реабилитации инвалида № *** от 21 апреля 2010 года данное средство реабилитации не указано, а индивидуальная программа реабилитации № *** к акту освидетельствования № *** от 29 марта 2011 года не может быть признана недействующей, ввиду отказа от нее инвалида, о чем свидетельствует отсутствие в ней подписи Озерцова Е.Е.

Эти же обстоятельства указаны ответчиком в апелляционной жалобе в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции.

Данные обстоятельства были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно, вопреки доводам апелляционной жалобы, признаны несостоятельными.

Действующее в настоящее время законодательство не оговаривает, какое количество действующих индивидуальных программ реабилитации может быть у инвалида.

На это было указано ответчику ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» в письме № *** от 06 июня 2013 года, как и на то, что подлинная программа реабилитации инвалида Озерцова Е.Е. № *** приобщена к акту медико-социальной экспертизы от 29 марта 2011 года и находится в деле освидетельствования Озерцова Е.Е.

Тем самым доводы апелляционной жалобы об отсутствии подлинного экземпляра индивидуальной программы реабилитации № *** от 29 марта 2011 года не могут быть приняты во внимание.

Исследовав доводы сторон и обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отсутствие в индивидуальной программе реабилитации инвалида от 29 марта 2011 года подписи Озерцова Е.Е., не означает отказ последнего от рекомендованных ему реабилитационных мероприятий и средств реабилитации.

Обратившись с соответствующим заявлением об обеспечении рекомендованным техническим средством реабилитации – креслом-коляской комнатной, Озерцов Е.Е. подтвердил не только свою нуждаемость в данном средстве реабилитации, но и согласие с содержанием программы реабилитации № *** от 29 марта 2011 года.

Из материалов дела следует, что еще в 2012 году Озерцов Е.Е. обращался в различные органы, требуя обеспечить его таким техническим средством реабилитации как кресло-стул с санитарным оснащением, который также указан в его индивидуальной программе реабилитации от 29 марта 2011 года.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа прокурору Ленинского района г. Ульяновска в иске, заявленном в интересах инвалида Озерцова Е.Е.

Вывод о том, что решение суда в части обеспечения инвалида техническим средством реабилитации подлежит немедленному исполнению, мотивирован, соответствует положениям гражданского процессуального закона, и оснований считать его неправильным не имеется.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 03 сентября 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» - без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи