Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка, оставшегося без попечения родителей
Документ от 18.11.2014, опубликован на сайте 28.11.2014 под номером 48672, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                   Дело № 33-4357/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          18 ноября 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02 сентября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора города Димитровграда в интересах Еремеева С*** И*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Еремеева С*** И*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обязанность обеспечить Еремеева С*** И*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Город Димитровград».

Иск прокурора города Димитровграда в интересах Еремеева С*** И*** к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования Администрации г. Димитровграда оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Еремеева С.И. и прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Николаевой Н.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Еремеева С.И. к Правительству Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования Администрации города Димитровграда о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивировал тем, что прокурорской проверкой установлено, что Еремеев С.И., 1991 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать Е*** А.А. и отец Е*** И.П. решением Новомалыклинского районного суда Ульяновской области от 15.11.2007 лишены родительских прав. Еремеев С.И. с 01.09.2007 по 30.06.2010 обучался в О*** *** г. Димитровграда, с 2011 года работает в ОАО «Д***». В настоящее время Еремеев С.И. зарегистрирован по месту жительства в доме по адресу: Ульяновская область, Н*** район, с. В*** ***, ул. С***, ***, ранее закрепленном за ним распоряжением администрации МО «Новомалыклинский район» от 08.02.2008 №72-р. Заключением межведомственной комиссии от 30.08.2012 №11 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Ссылаясь на Закон Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков по своевременному обеспечению Еремеева С.И. по месту трудоустройства (в городе Димитровграде) специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать ответчиков обеспечить Еремеева С.И. соответствующим жилым помещением.

 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование указывает, что Еремеев С.И., включенный 26.12.2013 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в городе Димитровграде Ульяновской области, не обеспечен жильем по причине отсутствия в Ульяновской области специализированного государственного жилого фонда. Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предпринимает все меры к обеспечению детей-сирот жильем. В указанный список включено более 1000 человек, в связи с чем полагает, что обеспечение истца в первоочередном порядке жилым помещением является незаконным.

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области и Еремеев С.И. в возражениях на жалобу просят оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Правительства Ульяновской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управления образования Администрации города Димитровграда, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Как следует из материалов дела, Еремеев С.И., ***1991 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать Е*** А.А. и отец Е*** И.П. решением Новомалыклинского районного суда Ульяновской области от 15.11.2007 лишены родительских прав.

Еремеев С.И. зарегистрирован по месту жительства в доме по адресу: Ульяновская область, Н*** район, с. В*** ***, ул. С***, ***, который принадлежит ему на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2). Право собственности приобретено по договору купли-продажи от 28.11.2003.

Указанное жилое помещение закреплено за Еремеевым С.И., оставшимся без попечения родителей, распоряжением администрации МО «Новомалыклинский район» от 08.02.2008 №72-р.

По сведениям УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области Еремеев С.И. иных жилых помещений в собственности не имеет.

С 01.09.2007 по 30.06.2010 Еремеев С.И. обучался в О*** *** г.Димитровграда, с 2011 года по настоящее время работает в ОАО «Д***».

Заключением межведомственной комиссии от 30.08.2012 №11 принадлежащий Еремееву С.И. дом в с. В*** *** признан непригодным для проживания, в связи с чем указанное лицо не является обеспеченным жилым помещением.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 26.12.2013 (протокол №16) Еремеев С.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку ответчик не предпринимает мер к обеспечению Еремеева С.И. специализированным жилым помещением в установленном законом порядке, прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав названного лица.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении указанных требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены этим лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в принадлежащем ему жилом помещении ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, ни иные статьи указанного Федерального закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Статьей 2 указанного Закона Ульяновской области предусмотрено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Поскольку Еремеев С.И., относящийся к числу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, по окончании пребывания в образовательном учреждении трудоустроен в ОАО «Д***» в городе Димитровграде, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в указанном муниципальном образовании.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе доводы относительно отсутствия достаточного финансирования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

В тоже время, поскольку действующим законодательством обеспечение жильем указанной категории лиц предусмотрено путем заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений, судебная коллегия полагает необходимым исключить из абзаца 3 резолютивной части решения слово «социального».

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения, исключив из абзаца 3 резолютивной части слово «социального».

 

Председательствующий

 

Судьи