Судебный акт
Оспаривание предписания органа санитарно-эпидемиологического надзора
Документ от 18.11.2014, опубликован на сайте 28.11.2014 под номером 48671, 2-я гражданская, о признании предписания незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                    Дело № 33-4384/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          18 ноября 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Гондылева А*** Д*** – Ставицкой Н*** Р*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 августа 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Гондылева А*** Д*** о признании незаконным в части предписания Федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации в лице центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориального, г. Ульяновска) № 286 от 21.05.2014 отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Ставицкой Н.Р., представляющей по доверенностям интересы Гондылева А.Д. и ОАО «Славянка» и поддержавшей доводы апелляционной жалобы; представителя ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ Наумовой Л.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гондылев А.Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ) от 21.05.2014 в части пунктов 2-6, 8, возлагающих на него обязанность по выполнению мероприятий.

Требования мотивировал тем, что 14.05.2014 ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ была проведена внеплановая выездная проверка войсковой части ***, находящейся по адресу: г. Ульяновск, проезд И***, ***, и по ее результатам вынесено оспариваемое предписание, которым ему как начальнику Ульяновского РЭР филиала «Пензенский» ОАО «Славянка» предписано провести следующие мероприятия: заменить отделку стен обоями в кабинете врача приёмно-эвакуационного отделения на материалы, являющиеся устойчивыми для влажной уборки при использовании моющих и дезинфицирующих средств; оборудовать двухгнёздной раковиной (мойкой) для обработки инструментов и мытья рук персонала перевязочные №№ 1, 2 и стоматологический кабинет медицинской роты; провести косметический ремонт с устранением дефектов отделки потолка в перевязочной № 1, стен и потолка в санузле и в палате № 1 терапевтического отделения; провести ограждение контейнерной площадки для отходов класса А и Б на территории медицинской роты, контейнеры обеспечить крышками, не допускать смешения отходов класса А и Б в одном контейнере; помещение бокса для проведения бактериологических исследований в здании СЭО оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащённой фильтрами тонкой очистки на выходе; оборудовать помещение материальной № 3 аптеки естественным освещением и вентиляцией.

В соответствии с уставными документами центр (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Ульяновск) ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ имеет полномочия по проверке войсковых частей и иных учреждений Министерства обороны РФ, к которым ОАО «Славянка» не относится. Он – Гондылев А.Д. – не является должностным лицом войсковой части ***, то есть лицом, в отношении которого возможно проведение проверки и выдача предписания.

Федеральным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена возможность выдачи предписания в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но не в отношении должностных лиц.

Оснований для проведения проверки не имелось, поскольку отсутствует соответствующее требование об этом Военного прокурора Ульяновского гарнизона. Уведомление о проведении проверки в адрес ОАО «Славянка» не поступало.

Обязанности по выполнению предписанных мероприятий возложены как на начальника Ульяновского РЭР филиала «Пензенский» ОАО «Славянка», так и на командира войсковой части ***, то есть не конкретизированы.

Обжалуемое предписание возлагает обязанность по совершению действий, которые не предусмотрены государственными контрактами, заключенными между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Славянка».

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ОАО «Славянка», ВрИО начальника центра (ГСЭН, территориального, г. Ульяновска) ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ Инкина В*** М*** и, рассмотрев по существу предъявленные требования, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Гондылева А.Д. Ставицкая Н.Р. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Указывает, что факт выдачи предписания в отношении него, как в отношении физического лица, подтвержден определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2014. Действующим законодательством вынесение представлений в отношении физических лиц не предусмотрено. Поскольку центр (ГСЭН, территориальный, г. Ульяновск) является обособленным подразделением ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ, его руководитель не вправе был издавать распоряжение о проведении проверки. Военным прокурором Ульяновского гарнизона в ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ требование о проведении проверки в отношении ОАО «Славянка» не направлялось. Полагает не соответствующим материалам дела вывод суда о том, что он – Гондылев А.Д. – был уведомлен о проведении проверки. Должностным лицом войсковой части *** он не является. В нарушение ст. 10 Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уведомление о проведении проверки в адрес ОАО «Славянка» не поступало.

Кроме того, в жалобе Гондылев А.Д. ссылается на положения государственного контракта от 28.02.2013 № ***, заключенного между Минобороны России и ОАО «Славянка», и обращает внимание, что установка вентиляции в перечень оказываемых ОАО «Славянка» услуг по текущему обслуживанию объектов коммунально-жилищного фонда не входит. Работы по оборудованию площадки сбора ТБО также не предусмотрены контрактом, подпунктами 6.1., 7.1. и 7.2. пункта 16.19. раздела 16 которого на ОАО «Славянка» возложены обязанности по очистке контейнерных площадок, соблюдению сроков вывоза бытовых отходов и соблюдению требований по содержанию контейнеров и контейнерных площадок.

Согласно пункту 17.10 Контракта представитель государственного заказчика ежегодно (не позднее 31 января) формирует, подписывает и утверждает сводный план текущего ремонта на текущий год. Соответственно, ОАО «Славянка» выполняет работы по текущему ремонту объектов только на основании плана текущего ремонта, утверждённого государственным заказчиком. Среди перечня работ, согласованного командиром войсковой части (районным представителем государственного заказчика) в дефектном акте, отсутствуют: отделка стен в кабинете врача приёмно-эвакуационного отделения медицинской роты, устранение дефектов штукатурки стен, устранение следов поражения стен чёрной плесенью, ограждение контейнерной площадки, обеспечение контейнеров крышками. В этой связи заявка на включение данных работ в план текущего ремонта на 2014 год не была направлена. По мнению заявителя, на работника ОАО «Славянка» не может быть возложена обязанность, которая выходит за пределы государственного контракта.

В жалобе также указывается на некорректность формулировок предписания, в связи с чем невозможно установить, какие конкретно действия необходимо совершить каждому из исполнителей – командиру войсковой части *** и начальнику Ульяновского РЭР филиала «Пензенский» ОАО «Славянка».

Федеральное государственное казенное учреждение «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание Гондылева А.Д. и ВрИО начальника центра (ГСЭН, территориального, г. Ульяновска) ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ Инкина В.М., извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно статьям 1, 44 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в частности: организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением №1970/5 от 13.05.2014 начальника центра (ГСЭН, территориального, г. Ульяновска) ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ – Главного государственного санитарного врача Ульяновского гарнизона по поручению военной прокуратуры Ульяновского гарнизона назначена внеплановая выездная проверка исполнения требований санитарного законодательства в сфере медицинского обеспечения военнослужащих в войсковой части ***, находящейся по адресу: г. Ульяновск, проезд И***, ***.

По результатам проверки ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ командиру войсковой части *** и начальнику Ульяновского РЭР филиала «Пензенский» ОАО «Славянка» Гондылеву А.Д. выдано предписание, согласно пунктам 2-6, 8 которого предписано выполнить следующие мероприятия: заменить отделку стен обоями в кабинете врача приёмно-эвакуационного отделения на материалы, являющиеся устойчивыми для влажной уборки при использовании моющих и дезинфицирующих средств; оборудовать двухгнёздной раковиной (мойкой) для обработки инструментов и мытья рук персонала перевязочные №№ 1, 2 и стоматологический кабинет медицинской роты; провести косметический ремонт с устранением дефектов отделки потолка в перевязочной № 1, стен и потолка в санузле и в палате № 1 терапевтического отделения; провести ограждение контейнерной площадки для отходов класса А и Б на территории медицинской роты, контейнеры обеспечить крышками, не допускать смешения отходов класса А и Б в одном контейнере; помещение бокса для проведения бактериологических исследований в здании СЭО оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащённой фильтрами тонкой очистки на выходе; оборудовать помещение материальной № 3 аптеки естественным освещением и вентиляцией.

Разрешая заявленные Гондылевым А.Д. требования по правилам главы 25 ГПК РФ, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку юридически значимым обстоятельствам, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых положений предписания.

Согласно статьям 24, 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10.06.2014 между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Славянка» заключен государственный контракт №*** на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России. Срок действия контракта установлен по 30.10.2015.

По условиям контракта ОАО «Славянка» принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию имущественного комплекса, текущему ремонту объектов имущественного комплекса.

В соответствии с п. 3.2.1. контракта исполнитель – ОАО «Славянка» обязано качественно, своевременно, квалифицированным персоналом и в полном объеме, предусмотренном контрактом, оказывать услуги и выполнять работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Исполнитель обязан выполнить работы по текущему ремонту в соответствии с планами текущего ремонта, утвержденными представителем государственного заказчика, дефектными актами, утвержденными районными представителями государственного заказчика, и локальными сметами, утвержденными исполнителем и проверенными техническим заказчиком, своими или привлеченными силами, материалами и средствами в полном объеме и в установленные сроки, сдать работы техническому заказчику и районному представителю государственного заказчика в состоянии, позволяющем осуществлять эксплуатацию отремонтированного объекта имущественного комплекса по назначению (п. 3.2.14.1 контракта).

Войсковая часть ***, расположенная по адресу: г. Ульяновск, проезд И***, ***, в соответствии с государственным контрактом №197/3К/2013/ДРГЗ состоит на обслуживании у ОАО «Славянка».

Гондылев А.Д. является начальником Ульяновского РЭР филиала «Пензенский» ОАО «Славянка».

Установив факт нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, явившегося следствием неисполнения ОАО «Славянка» принятых на себя на основании государственного контракта обязательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности выдачи ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ предписания должностному лицу ОАО «Славянка», возглавляющему подразделение, непосредственно обслуживающее войсковую часть ***.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

В частности, подлежат отклонению доводы жалобы о том, что Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдача предписаний должностным лицам не предусмотрена.

Согласно статье 1 названного Федерального закона государственным контролем (надзором) является деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

По смыслу указанной нормы в ее взаимосвязи со статьей 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», допускается выдача предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства как юридическим лицам, так и их руководителям и иным должностным лицам.

Статьей 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Приказом Министра обороны РФ от 21.08.2001 №369 «О порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации» к должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах РФ от имени структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, отнесены начальники, их заместители и специалисты структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Согласно положению об обособленном структурном подразделении – центре (ГСЭН, территориальном, г. Ульяновск) ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ, данное подразделение выполняет деятельность по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за исполнением органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил РФ, находящимися на территории Центрального военного округа, обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия войск и населения. При этом начальник подразделения представляет интересы ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ и самостоятельно решает вопросы деятельности подразделения.

В этой связи, а также учитывая, что проверка была организована по поручению военной прокуратуры Ульяновского гарнизона, а распоряжение по ее проведению в полной мере отвечает целям проведения проверки и не выходит за рамки поступившего поручения, доводы жалобы об отсутствии у руководителя центра (ГСЭН, территориальный, г. Ульяновск) полномочий по назначению проверки являются несостоятельными.

Ссылки в жалобе на то, что Гондылев А.Д. и ОАО «Славянка» не были уведомлены о проведении проверки, на правильность принятого судом первой инстанции решения не влияют. При этом судебная коллегия исходит из того, что предметом проверки являлось исполнение требований санитарного законодательства в сфере медицинского обеспечения военнослужащих в войсковой части ***. Поскольку при проведении проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства вследствие неисполнения ОАО «Славянка» принятых на основании государственного контракта обязательств, ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ вправе было выдать предписание, в том числе должностному лицу названной организации.

Само по себе неизвещение Гондылева А.Д. и ОАО «Славянка» о назначении проверки препятствием для реализации ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ полномочий по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора не является. Соблюдение прав указных лиц было обеспечено путем вручения им составленного по результатам проверки акта.

Приведенные Гондылевым А.Д. в жалобе доводы о том, что на него возложены обязанности по организации выполнения работ, не предусмотренных заключенным с ОАО «Славянка» государственным контрактом №***, судебной коллегией отклоняются.

Под текущим ремонтом понимается комплекс работ и организационно-технических мероприятий, проводимых с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем объектов имущественного комплекса для поддержания эксплуатационных показателей.

Согласно п. 16.19 государственного контракта от 28.02.2013 №*** в перечень оказываемых услуг включены работы по очистке контейнерных площадок, вывозу бытовых отходов и соблюдению требований по содержанию контейнеров и контейнерных площадок (подпункты 6.1, 7.1 и 7.2).

Без надлежащего оборудования соответствующей площадки выполнение предусмотренных контрактом работ по вывозу ТБО исключено.

В силу положений ст. 703 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.

Согласно государственному контракту под техническим обслуживанием понимается комплекс работ и организационно-технических мероприятий по поддержанию заданных параметров и режимов работы, обеспечивающих эффективную эксплуатацию объектов имущественного комплекса. Техническое обслуживание включает в себя функционально и технологически связанные действия по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования объектов имущественного комплекса, в том числе проведение плановых и аварийно-восстановительных работ, обеспечение на объектах имущественного комплекса требований пожарной безопасности и природоохранного законодательства Российской Федерации, включая эксплуатацию опасных производственных объектов имущественного комплекса.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить наличие вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05.09.2014, которым был удовлетворен иск Военного прокурора Ульяновского гарнизона о возложении на ОАО «Славянка» обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в войсковой части ***, путем выполнения перечисленных в оспариваемом предписании работ.

Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает противоречий в возложении обязанности по исполнению пунктов 2-6, 8 предписания как на командира войсковой части ***, так на начальника Ульяновского РЭР филиала «Пензенский» ОАО «Славянка».

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Гондылева А*** Д*** – Ставицкой Н*** Р*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи