Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироты
Документ от 11.11.2014, опубликован на сайте 04.12.2014 под номером 48628, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                       Дело №33-4508/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               11 ноября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 мая 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах  Дьяконова В*** Ю*** удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Дьяконова В*** Ю*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Дьяконова В*** Ю*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области. 

В удовлетворении иска  прокурора  Ульяновского района Ульяновской  области  к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Дьяконова В.Ю., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Дьяконов В.Ю. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - Дьяконова Т.И. и отец - Дьяконов Ю.А. решением Инзенского районного суда Ульяновской области  от ***2008  лишены родительских прав. Попечителем Дьяконова В.Ю. согласно постановлению администрации муниципального образования «Инзенский район» от ***.2007 был назначен дедушка Дьяконова В.Ю. - Лебедев И.П., за Дьяконовым В.Ю. закреплена жилая площадь по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Забалуйка, ул. С***, д. ***. Указанное жилое помещение  принадлежало  деду  истца, и в 2010 году  было признано непригодным для проживания в установленном законом порядке. Дьяконов В.Ю. собственником либо нанимателем по договору социального найма объектов недвижимости не является. Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от ***2013 Дьяконов В.Ю. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Поскольку истец жильем не обеспечен, просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Дьяконова В.Ю. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить  истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Дьяконов В.Ю. включен в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения, не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В соответствии с протоколами проведения итогов открытых аукционов в электронной форме, аукционы по приобретению 2-х однокомнатных квартир общей площадью не менее 33 кв.м в многоквартирных домах, расположенных в Ульяновской области на территории МО «Ульяновский район», для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок. Следующие аукционы планируется объявить в течение 2014 года. В настоящее время в Список детей-сирот включено около 791 человека, которые наравне с истцом имеют право на  предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.   

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Дьяконов В.Ю., ***1992 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - Дьяконова Т.И. и отец - Дьяконов Ю.А. решением Инзенского районного суда Ульяновской области от ***.2008 лишены  родительских прав.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования «Инзенский район»  от ***2007 попечителем Дьяконова В.Ю. был назначен его дедушка - Лебедев И.П., за Дьяконовым В.Ю. закреплена жилая площадь по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Забалуйка, ул. С***, д***.

Указанное жилое помещение  принадлежало  деду  истца, и в 2010 году  было признано непригодным для проживания в установленном законом порядке.

Дьяконов В.Ю. собственником либо нанимателем по договору социального найма объектов недвижимости не является.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 30.04.2013 Дьяконов В.Ю. включен в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку  ответчик не предпринимает мер к обеспечению Дьяконова В.Ю. специализированным жилым помещением в установленном законом порядке, прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Дьяконова В.Ю., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Дьяконов В.Ю., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья в собственности либо по договору социального найма не имеет, зарегистрирован и проживает на территории Ульяновского района Ульяновской области, суд  пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в указанном муниципальном образовании.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: