Судебный акт
Возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 28.10.2014, опубликован на сайте 24.11.2014 под номером 48565, 2-я гражданская, о ликвидации несанкционированных свалок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                        УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                           Дело № 33 – 3936 / 2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 28 октября 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Федоровой Л.Г., Костенко А.П.,

при секретаре Шайхутдиновой К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения администрация МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных  ресурсов Ульяновской области удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области ликвидировать  несанкционированные свалки, расположенные:

на четырех участках в *** метрах северо-восточнее территории СНТ «Междугородник», в *** метрах восточнее р. В***, общей площадью 476 кв.м.,

на двух участках в *** метрах севернее дома № *** по ул. О*** с. К*** Ч*** района Ульяновской области, общей площадью 861 кв.м.,

на семи участках северо-западнее дома № *** по ул. Д*** с. К*** Ч*** района Ульяновской области, общей площадью 2655 кв.м.,

на участке в *** метрах юго-западнее автомобильной дороги «Ульяновск-Красный Яр», общей площадью 32 кв.м.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с иском к МУ администрация МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о ликвидации несанкционированных свалок.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Министерства от 09.10.2013 № *** Департаментом регионального государственного экологического надзора  проводились рейдовые мероприятия по выявлению мест  несанкционированного размещения  отходов на территории населенных пунктов Ульяновской области. Согласно акту рейдового мероприятия Росприроднадзора по Ульяновской области от 27.05.2014 были обнаружены несанкционированные свалки: на четырех участках в *** метрах северо-восточнее территории СНТ «Междугородник», в *** метрах восточнее р.В***, общей площадью 476 кв.м. (захламление твердыми бытовыми отходами), на двух участках в *** метрах севернее дома № *** по ул. О*** с.К*** Ч*** района Ульяновской области, общей площадью 861 кв.м. (захламление твердыми бытовыми отходами и строительным мусором), на семи участках северо-западнее дома № *** по ул. Д*** с.К*** Ч*** района Ульяновской области, общей площадью 2655 кв.м. (захламление твердыми бытовыми отходами и строительным мусором), на участке в *** метрах юго-западнее автомобильной дороги «Ульяновск-Красный Яр» общей площадью 32 кв.м. (захламление строительным мусором). Данные участки местности входят в состав МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области. Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а так же окружающей среде.

Просит суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки расположенные на указанных выше участках.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен сельскохозяйственный производственный кооператив «Красноярский».

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Глава администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указано, что все земельные участки, где были обнаружены несанкционированные свалки, принадлежат СПК (колхоз) «Красноярский», что подтверждается кадастровым паспортом. Руководителю СПК «Красноярский» неоднократно администрацией МО «Красноярское сельское поселение» направлялись письма, требования о ликвидации несанкционированных свалок ТБО и мусора. В дополнении к апелляционной жалобе указано, что проверка, проведенная Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в отношении администрации «Красноярское сельское поселение» является не объективной и противоречащей нормам действующего законодательства.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327  ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

 

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с  ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Судом установлено, что в ходе рейдового мероприятия проведенного Росприроднадзором по Ульяновской области 27.05.2014 были обнаружены несанкционированные свалки:

- в *** метрах северо-восточнее территории СНТ «Междугородник»;

- в *** метрах восточнее р. В***, общей площадью 476 кв.м. (захламление твердыми бытовыми отходами);

-на двух участках в *** метрах севернее дома № *** по ул. О*** с. К*** Ч*** района Ульяновской области, общей площадью 861 кв.м. (захламление твердыми бытовыми отходами и строительным мусором);

- на семи участках северо-западнее дома № *** по ул. Д*** с. К*** Ч*** района Ульяновской области, общей площадью 2655 кв.м. (захламление твердыми бытовыми отходами и строительным мусором);

- на участке в *** метрах юго-западнее автомобильной дороги «Ульяновск-Красный Яр» общей площадью 32 кв.м. (захламление строительным мусором).

Указанные свалки расположены в границах муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

В соответствии с пп. «б» п.7 ч.2 ст.21 Закона Ульяновской области от 13.07.2004 № 043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области» село Красный Яр входит в состав Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области.

Согласно  части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации, статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу МО «Красноярское сельское поселение» к вопросам  местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст.8).

Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, учитывая нахождение выявленных несанкционированных свалок на территории МО «Красноярское сельское поселение», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования обязана  организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Из материалов дела видно, что свалки состоят из бытовых отходов и строительного мусора, то есть отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения, и расположены они непосредственно в населенном пункте. Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что со стороны администрации МО «Красноярское сельское поселение», как органа местного самоуправления, не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.

Администрацией МО «Красноярское сельское поселение» не представлено доказательств выполнения надлежащим образом указанной обязанности на территории муниципального образования.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно постановил решение о возложении на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области обязанности по организации ликвидации выявленных несанкционированных свалок.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.

Так, доводы жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на СПК  (колхоз) «Красноярский» были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Несанкционированные свалки образовались по причине ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Довод апелляционной жалобы о проведении проверки  Министерством  сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в отношении администрации «Красноярское сельское поселение» в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежит отклонению, поскольку несанкционированные свалки на территории Красноярского сельского поселения были выявлены в ходе рейдового мероприятия по выявлению мест несанкционированного размещения отходов на территории населенных пунктов Ульяновской области.

Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение  Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения администрации МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области с учетом дополнений к ней – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи