Судебный акт
Признание парва собственности на земельный участок в садоводческом обществе
Документ от 11.11.2014, опубликован на сайте 25.11.2014 под номером 48528, 2-я гражданская, о признании права собственности на садовый домик и земельный участок,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                 Дело № 33-4286/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          11 ноября 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Красулина С*** С*** – Ковалевой О*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 августа 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Филиппова Г.Д. удовлетворить.

Признать за Филипповым Г*** Д*** право собственности на земельный участок №*** и расположенный на нем садовый домик в садоводческом обществе «Черемуха-1» г. Димитровграда на основании договора купли-продажи, заключенного 02 июня 2000 года с К*** Г*** М***.

Решение суда по вступлении в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности за Филипповым Г.Д. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Наумовой И.И., представляющей по доверенности интересы Филиппова Г.Д. и полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Филиппов Г.Д. обратился в суд с иском к администрации города Димитровграда о признании права собственности на земельный участок №*** и расположенный на нем садовый домик в садоводческом обществе «Черемуха-1» г.Димитровграда.

Требования мотивировал тем, что 02.06.2000 заключил с К*** Г.М. договор купли-продажи указанного имущества, которое приобрел за *** руб. Договор сторонами был исполнен, он – истец – передал деньги продавцу, стал обрабатывать земельный участок и вступил в садовое общество. Ошибочно полагал, что для возникновения права собственности достаточно заключения договора. О необходимости государственной регистрации сделки не знал. Продавец К*** Г.М. умерла, в связи с чем совершить государственную регистрацию перехода права собственности не представляется возможным.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Красулина С*** С***; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – комитет по управлению имуществом города Димитровграда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, садоводческое товарищество «Черемуха-1» и, рассмотрев по существу требования истца, постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Красулина С.С. – Ковалева О.А. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что после смерти К*** Г.М. ***2011 в права наследования по праву представления вступил ее внук Красулин С.С., которому было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из денежных вкладов и компенсаций. Ссылаясь на статьи 223, 1152-1154 ГК РФ, полагает, что, поскольку государственная регистрация договора не была произведена, спорные земельный участок и садовый домик подлежат включению в состав наследственной массы.

 

Филиппов Г.Д. в возражениях на жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание Красулина С.С. и представителей администрации города Димитровграда, комитета по управлению имуществом города Димитровграда, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, садоводческого товарищества «Черемуха-1», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

В силу ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Согласно п. 1 ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.

Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Главы администрации г. Димитровграда от 21.04.1993 №149 К*** Г.Н. в собственность был предоставлен земельный участок № *** площадью 447 кв.м в садоводческом товариществе «Черемуха-1», в подтверждение чего выдан государственный акт. На указанном земельном участке Красулиной Г.Н. возведен садовый домик, право собственности на который было зарегистрировано в соответствии с действовавшим законодательством в Ульяновском государственном предприятии технической инвентаризации (регистрационное удостоверение № 339 от 20.12.1992).

20.06.2000 между К*** Г.Н. (продавец) и Филипповым Г.Д. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого покупатель приобретал в собственность указанные выше земельный участок и садовый домик за *** руб. Согласно распискам о получении денег расчет между сторонами произведен.

Филиппов Г.Д. как владелец приобретенных земельного участка и садового домика был принят в члены садоводческого товарищества «Черемуха-1» и производил оплату членских взносов.

***2011 К*** Г.Н. умерла. При жизни продавца регистрация перехода права собственности на указанные объекты недвижимости произведена не была.

После смерти К*** Г.Н. открылось наследство, которое принял наследник по закону Красулин С.С. Нотариусом нотариального округа г.Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области ему были выданы свидетельства от 22.03.2012 и от 05.08.2013 о праве на наследство в отношении денежных вкладов и компенсаций по вкладам, хранящимся в ОАО «Сбербанк России».

Установив факт исполнения сторонами договора купли-продажи, который был заключен с соблюдением всех существенных условий, и учитывая, что расчет по договору произведен полностью, имущество передано от продавца к покупателю, а единственным препятствием к регистрации перехода права собственности на имущество к Филиппову Г.Д. явилась смерть продавца, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о признании права собственности на спорные объекты недвижимости.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Доводы, приведенные представителем ответчика в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.

После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

В силу п. 3 ст. 551 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

По смыслу названной нормы, суд может принять решение о государственной регистрации перехода права собственности не только в случае виновного уклонения одной из сторон от ее регистрации, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателю, по независящим от воли данной стороны причинам.

К обстоятельствам, повлекшим невозможность регистрации перехода права собственности, относится смерть продавца.

Как указывалось выше, между К*** Г.Н. и Филипповым Г.Д. было достигнуто соглашение по всем существенным условиям сделки купли-продажи спорных земельного участка и садового домика. Обязательства по сделке сторонами исполнены: денежные средства уплачены покупателем продавцу в полном объеме; объекты недвижимости переданы во владение покупателя.

Государственная регистрация перехода права собственности на спорные объекты недвижимости к Филиппову Г.Д. не состоялась по причине смерти продавца. При этом положениями Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не ограничен срок подачи гражданами заявлений на регистрацию сделок и перехода права собственности.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

Ответчик Красулин С.С., принявший наследство после смерти наследодателя К*** Г.Н., не оспаривал подлинность договора купли-продажи и расписок и принадлежность подписей на них К*** Г.Н.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.

Согласно положениям ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Таким образом, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 1 ст. 164 ГК РФ).

Неисполнение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность в случаях, прямо установленных законом, либо ее незаключенность в иных случаях.

Между тем, гражданское законодательство не содержит требований к обязательной государственной регистрации договора купли-продажи такого вида недвижимого имущества, как земельный участок и садовый домик.

Правила о том, что договор считается заключенным с момента государственной регистрации, установлены только в отношении продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартир и продажи предприятия (статьи 558, 560 ГК РФ).

В этой связи договор от 20.06.2000 между К*** Г.Н. и Филипповым Г.Д. не является незаключенным.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.

Покупатель по договору купли-продажи недвижимого имущества при исполнении всех условий договора сторонами вправе обратиться с требованием о государственной регистрации перехода права собственности на это имущество к наследнику продавца в случае смерти последнего.

Такие требования подлежат удовлетворению, если нет иных препятствий для регистрации права собственности покупателя на недвижимое имущество.

После смерти К*** Г.Н., выразившей свою волю на отчуждение спорного имущества, но умершей до государственной регистрации перехода права собственности на указанное имущество, обязанности по договору купли-продажи имущества перешли к ее наследнику, поскольку отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю само по себе не свидетельствует об отсутствии прав на указанное имущество покупателя, принявшего и оплатившего это имущество.

При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 8, статьи 131, пункта 2 статьи 223, пункта 3 статьи 433, статьи 551 ГК РФ исковые требования Филиппова Г.Д. о признании права собственности на земельный участок и садовый домик обоснованно были удовлетворены судом первой инстанции, поскольку иного способа защиты нарушенного права истца в данном случае законом не предусмотрено.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Красулина С*** С*** – Ковалевой О*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи