Судебный акт
О предоставлении жилого помещения по договору социального найма
Документ от 06.11.2014, опубликован на сайте 01.12.2014 под номером 48422, 2-я гражданская, О предоставлении жилого помещения по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                   Дело №33-4209/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               06 ноября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г..

судей Маслюкова П.А., Фоминой В.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и апелляционному представлению прокурора Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 19 августа 2014 года, по которому постановлено:

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Клочковой М*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Клочкову М*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области.

Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  государственную пошлину в доход местного бюджета ***) рублей.

В удовлетворении иска, предъявленного к Правительству Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район», прокурору Барышского района отказать.

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а также поддержавшей требования представления об исключении из решения суда указания о взыскании с ответчика государственной пошлины, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах Клочковой М.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район», о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением.

В обоснование данного иска указано, что Клочкова М.В., ***.1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Действующим законодательством предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Клочкова М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, 07.11.2013 она включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение данному лицу не предоставлено.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Клочковой М.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать ответчиков обеспечить истицу Клочкову М.В., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные прокурором требования, Барышский городской суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. Также указывает на то, что истица не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В настоящее время в список детей-сирот включено около 1000 человека, которые наравне с истицей имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истице помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

В апелляционном представлении прокурор Барышского района Ульяновской области не соглашается с решением суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины в размере *** руб.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что родителями истицы Клочковой М.В., ***1995 года рождения, являются Клочков В.В. и Клочкова И.М., которые решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 24.02.2004 ограничены в родительских прав в отношении истицы. Данный ребенок вместе с родными братьями и сестрами была передана Отделу образования администрации Николаевского района Ульяновской области на воспитание.

Отец истицы Клочков В.В. скончался 30.11.2006.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области от 07.02.2011 и на основании решения координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 07.11.2013 Клочкова М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Согласно справкам из Управления Росреестра по Ульяновской области истица Клочкова М.В. не имеет в собственности жилых помещений.

Также по делу установлено, что истца Клочкова М.В. закрепленного за ней муниципального жилья не имеет. С 2013 года она зарегистрирована и проживает в общежитии ОГБОУ СПО «БИТТ», где обучается в техникуме. Срок проживания определен сроком обучения - до 30 июня 2015 года.

Указанные выше обстоятельства ответчиками не оспариваются, как и не оспаривается право истицы на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора, обязав уполномоченный государственный орган на территории Ульяновской области по обеспечению специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, предоставить истице Клочковой М.В. жилье по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Между тем, судебная коллегия полагает доводы апелляционного представления прокурора обоснованными, так как в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьям, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

С учетом того, что данные доводы не влияют на существо принятого решения,  судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области государственной пошлины в сумме 200 руб., оставив решение суда без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 19 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области государственной пошлины в сумме *** руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: