Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироты
Документ от 06.11.2014, опубликован на сайте 02.12.2014 под номером 48421, 2-я гражданская, О предоставлении жилого помещения по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                          Дело №33-4208/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   06 ноября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, апелляционному представлению прокурора Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 19 августа 2014 года, по которому постановлено:

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Егоровой М*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Барыш Ульяновской области. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Егорову М*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г. Барыш Барышского района Ульяновской области.

Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  государственную пошлину в доход местного бюджета ***) рублей.

В удовлетворении иска, предъявленного к Правительству Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район», прокурору Барышского района отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд  иском в интересах Егоровой М.А. к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район» об обеспечении специализированным жильем. В обоснование иска указал, что Егорова М.А., 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, зарегистрирована в квартире опекуна по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. С***, кв*** Егорова М.А. собственником объектов недвижимости либо нанимателем жилых помещений по договору социального найма не является. Егорова  М.А. достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Егоровой М.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Егорову М.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Барыше Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Егорова М.А. не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В 2013 году  в г. Барыше приобретено 18 квартир, срок сдачи их в эксплуатацию 30.07.2014, то есть Министерство предпринимает все меры к обеспечению детей-сирот специализированным жильем. Егорова М.А. принята на учет с целью предоставления специализированного жилья, в соответствующие Списки включено более 1000 человек, обеспечение истицы в первоочередном порядке является незаконным. 

В возражениях на жалобу прокурор Барышского района Ульяновской области просит оставить решение суда от 19.08.2014 без изменений, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор Барышского района Ульяновской области, не соглашается с решением суда, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылась на  п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, поясняет, что Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области должно быть освобождено от государственной пошлины.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  Егорова М.А., 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее родители Егоров А.В. и Егорова О.Ю. лишены родительских прав решениями  Барышского городского суда Ульяновской области от 25.12.2003 и 17.15.2006.

Жилое помещение, в котором истица проживала вместе с родителями, уничтожено в результате пожара в 2006 году.

Егорова М.А. зарегистрирована в квартире опекуна по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. С***, жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеет, в связи с чем включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку  ответчик не предпринимает мер к обеспечению Егоровой М.А. специализированным жилым помещением в установленном законом порядке, прокурор Барышского района  Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах Егоровой М.А. , не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Поскольку Егорова М.А.,  относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, проживает в г.Барыше, суд  пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Между тем, судебная коллегия полагает  доводы апелляционного представления прокурора обоснованными, так в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьям, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

С учетом того, что данные доводы не влияют на существо принятого решения,  судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области государственной пошлины в сумме 200 руб., оставив решение суда без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Барышского городского суда Ульяновской области от 19 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области государственной пошлины в сумме *** руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: