Судебный акт
Предоставление жилья детям-сиротам
Документ от 06.11.2014, опубликован на сайте 12.11.2014 под номером 48397, 2-я гражданская, о предоставлении жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                     Дело №33-4368/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              06 ноября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города  Ульяновска от 22 августа 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Паймина А*** В***, к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившееся в непредоставлении своевременно Паймина А*** В*** благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Паймину А*** В*** в муниципальном образовании «Чердаклинский район» Ульяновской области благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении иска  Прокурора Чердаклинского  района Ульяновской области, действующего в интересах  Паймина А*** В***,  к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованны,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах Паймина А.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что Паймин А.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения. Был поставлен на первичный учёт несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в 1992 году в *** Чувашской Республики, с 1997 года состоял на учете в управлении образования *** Ульяновской области по месту жительства опекуна Чернова Л.Л. Мать Паймина А*** В*** - П*** В*** М*** умерла ***, являлась одинокой матерью. В настоящее время Паймин А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: Ульяновская область, ***, ул.Л***, д.***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Ч*** О*** М***, в связи с тем, что ее муж - Ч*** Л*** Л*** постановлением главы Чердаклинского района Ульяновской области от 24.04.1997 г.№*** был назначен опекуном Паймина А.В.

Паймин А.В. 12.09.2013 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако, до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Паймин А.В. включен в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «Чердаклинский район», не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В 2013 году неоднократно объявлялись торги на приобретение жилых помещений в собственность Ульяновской области, но от застройщиков не было подано ни одной заявки, вследствие чего торги признаны несостоявшимися.  В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Ульяновской области о повышении стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения при приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следующие торги по приобретению квартир в г. Ульяновске запланированы на 2014 год. Паймин А.В. принят на учет с целью предоставления специализированного жилья, в Списки включено более 1000 человек, обеспечение истца в первоочередном порядке является незаконным.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Паймин А.В., *** года рождения, относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После смерти  единственного родителя - матери  П***., умершей ***, был поставлен на первичный учёт несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в 1992 году в *** Чувашской Республики.

Постановлением главы Чердаклинского района  от 24.04.1997 № *** опекуном был назначен  дядя Ч***., с 1997 года несовершеннолетний состоял на учете в управлении образования *** Ульяновской области по месту жительства опекуна Ч***

Закрепленного жилья в *** Чувашской Республики не имел.  

На учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органами опеки до достижения 23 лет  Паймин А.В. не был поставлен.

Из показаний свидетеля М*** Т.Л., с 01.01.2008 занимающей должность начальника отдела опеки, попечительства, защиты прав несовершеннолетних   в М*** Ульяновской области, следует, что истец Паймин А.В. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий  до достижения возраста 23 лет, так как в его личном деле имелся договор от 01.03.1993, согласно которому  начальник  Ж***», принимая комнату в общежитии, в которой несовершеннолетний проживал до смерти матери,  обязался предоставить равноценную жилую площадь  Паймину А.В. после совершеннолетия.

Кроме того, согласно  журналу приема граждан органа опеки и попечительства Чердаклинского района, в котором имеется запись под номером 153, свидетельствующая о том, что  22.09.2009, то есть  в возрасте 24 лет,  истец обращался в органы опеки по вопросу о  выдаче жилищного сертификата. Однако ему было отказано в выдаче сертификата по причине достижения возраста 23 лет.

При этом в период с 09.11.2006 по 28.10.2008 (в возрасте  21-23 года)  истец проходил  срочную  службу  по призыву в ВС РФ, что также  явилось препятствием для своевременной реализации истцом своего права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Учитывая то, что имело  место  ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав ребенка-сироты  органами опеки и попечительства в  период, когда он был несовершеннолетним, а также то, что  в возрасте с 21 года до 23 лет истец проходил службу по призыву  в Вооруженных силах РФ, суд обоснованно пришел к выводу о наличии  уважительных причин, по которым истец не реализовал своевременно свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося  в улучшении жилищных условий.

В настоящее время Паймин А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: Ульяновская область, ***, ул.Л***, д.***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности супруге его опекуна Ч*** О*** М***. Жилое помещение представляет из себя жилой дом общей площадью  60,1 кв.м., в котором помимо истца зарегистрировано 5 человек. Таким образом, истец не обеспечен учетной нормой жилого помещения.

По сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области Паймин А.В.  жилых помещений в собственности не имеет.

Решением от 12.09.2013 Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при органе опеки и попечительства Ульяновской области Паймин А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако, до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Паймин А.В. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Паймина А.В., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: