Судебный акт
Выселение из жилого помещения по требованию нового собственника
Документ от 21.10.2014, опубликован на сайте 11.11.2014 под номером 48225, 2-я гражданская, о признании жилого помещения самовольной постройкой, снятии с регистрационного учета и выселении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                               Дело № 33-4161/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  21 октября 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.

судей   Полуэктовой С.К.  и  Нефедова О.Н.

при секретаре   Мерчиной А.В. 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кучаевой Т*** А*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июля 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   Кучаевой Н*** С*** удовлетворить. 

Признать Кучаеву Т*** А*** прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. П*** М***, д. ***, и выселить ее из указанного жилого помещения.

Настоящее решение после вступления его в законную силу для Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области является правовым основанием для снятия Кучаеву Т*** А*** с регистрационного учета по адресу: г. Ульяновск, ул. П*** М***, д. ***.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Кучаевой Т.А. и ее представителя Курбаналиева Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Кучаевой Н.С., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Колгановой Е.А., полагающей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кучаева Н.С. обратилась в суд с иском к Кучаевой Т.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома общей площадью 52,5 кв.м и земельного участка площадью 645 кв.м, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. П*** М***, д. ***. Право собственности перешло к ней в порядке наследования после смерти мужа К*** С.П. и на основании договора купли-продажи с наследницей свекрови К*** Е.В. Тиховой Т.П.

В указанном доме с 1997 года с разрешения бывшей собственницы К*** Е.В. проживает и зарегистрирована ее внучка Кучаева Т.А. – дочь сына К*** А.П., который также проживал в данном доме до 2004 года, после чего купил земельный участок с жилым домом в р.п. И*** и переехал в него жить. В 2009 году К*** А.П. умер, и ответчица Кучаева Т.А. приняла наследство после его смерти.

Поскольку ответчица Кучаева Т.А. права собственности ни на дом, ни на земельный участок не имеет, родственницей ей не приходится и членом ее семьи не является, на основании ч.ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ право пользования жилым домом за ней не сохраняется, она утратила его с даты смерти своей бабушки (предыдущего собственника) – с ***2012.

С учетом уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела истица просила признать Кучаеву Т.А. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. П*** М***, д. ***, выселить ее из указанного жилого помещения со снятием с регистрационного учета.

К участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кучаева И.С., Кучаев Е.А., Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кучаева Т.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. При этом указывает, что судом не учтены все обстоятельства дела и нарушены нормы материального права. В 1992 году она вместе с семьей отца К*** А.П. вселилась в дом бабушки К*** Е.В., которая разрешила отцу возвести пристрой к дому своими силами и за счет собственных средств. В 1993 году их квартира была введена в эксплуатацию и ей были присвоены литеры А5, А6, А7, А8, а. В 1997 году местными органами власти была проведена нумерация строений и их квартире был присвоен № ***, квартире, где жила бабушка, - № ***.

Ее мать К*** Н.В. умерла в 2002 году, отец К*** А.П. – в 2009 году, брат Кучаев Е.А. с 2011 года отбывает наказание в колонии. С 2011 года она проживает в квартире одна, несет все расходы по ее содержанию и оплачивает коммунальные услуги от имени отца, на которого с момента завершения постройки квартиры № *** был оформлены соответствующие договоры. Узаконить строение отец не успел. В 2012 году на ее заявление об узаконении самовольно возведенного пристроя и признании за ней права собственности на него Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска ответил отказом.

Поскольку она длительное время проживает в квартире № ***, являющейся самовольной постройкой, несет расходы по ее содержанию и оплачивает коммунальные услуги, зарегистрирована в доме с 1997 года, она приобрела право постоянного пользования данной квартирой. Иного жилого помещения, пригодного для проживания, у нее нет.

В ст.ст. 31, 35 ЖК РФ, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» указано, что требовать выселения и снятия с регистрационного учета может только собственник жилого помещения. Истица собственником квартиры № *** в названном жилом доме не является.

Апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска отозвано им до начала рассмотрения дела по существу судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Кучаевой И.С., Кучаева Е.А., представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Оснований для удовлетворения ходатайства Кучаева Е.А. о рассмотрении дела с его участием судебная коллегия не усматривает, поскольку действующее гражданско-процессуальное законодательство и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами гражданских дел, тем более, что по данному делу Кучаев Е.А. стороной не является и решением суда вопрос о его правах и обязанностях не затрагивается.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как видно из материалов дела, Кучаева Н.С. является собственником жилого дома № *** по ул. П*** М*** в г. Ульяновске на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19.10.2011 и договоров купли-продажи от 08.08.2013, 22.10.2013.

Право собственности на земельный участок по указанному адресу зарегистрировано за Кучаевой Н.С. в ЕГРП на основании соглашения от 07.02.2014 о перераспределении земельных участков.

Ранее собственницей доли дома и земельного участка являлась К*** Е.В., умершая ***2012.

В указанном жилом доме проживают и зарегистрированы: истица Кучаева Н.С., ее дочь Кучаева И.С., ответчица Кучаева Т.А., являющаяся внучкой умершей К*** Е.В.

Пунктом 2 статьи 292 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 30.12.2004 № 213-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела суд установил, что ответчица Кучаева Т.А. участником общей долевой собственности на дом № *** по ул. П*** М*** в г. Ульяновске не является, была вселена в него бабушкой К*** Е.В.; право собственности на данное жилое помещение в полном объеме перешло к Кучаевой Н.С. по праву наследования и на основании договоров купли-продажи с другим участником общей долевой собственности Тиховой Т.П.

При таких обстоятельствах, поскольку федеральными законами сохранение за бывшими членами семьи собственника права пользования жилым помещением в данном случае не предусмотрено, суд пришел к правильному выводу, что Кучаева Т.А. подлежит выселению из указанного жилого дома без предоставления другого жилого помещения.

Доводы, приведенные ответчицей в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Статья 288 ГК РФ, статья 30 ЖК РФ предоставляют собственнику право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением; использования его для личного проживания и проживания членов его семьи.

При этом статьей 31 ЖК РФ предусмотрена возможность сохранения при определенных условиях права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения.

Однако, как установлено судом, ответчица Кучаева Т.А. членом семьи истицы Кучаевой Н.С. никогда не была, совместно они не проживали и общего хозяйства не вели, родственниками не являются, а находятся в отношениях свойства – Кучаева Т.А. является племянницей мужа Кучаевой Н.С.

При таких обстоятельствах при смене собственника жилого помещения сохранение права на проживание за членом семьи бывшего собственника законом не предусмотрено.

Довод апелляционной жалобы о том, что истица Кучаева Н.С. является собственницей лишь плановых строений дома № *** по ул. П*** М*** г. Ульяновска, общей площадью 52,5 кв.м, и не вправе требовать освобождения самовольной постройки, в которой проживает ответчица Кучаева Т.А., судебная коллегия находит необоснованным.

Из материалов дела следует, что право собственности на весь земельный участок по ул. П*** М***, общей площадью 645 кв.м, зарегистрировано за Кучаевой Н.С. в ЕГРП 03.03.2014, следовательно, все постройки на данном земельном участке находятся в ее владении.

Администрацией г. Ульяновска 11.07.2014 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома по ул. П*** М*** (кадастровый номер ***), состоящего из одной квартиры, общей площадью 264 кв.м.

В заседание суда апелляционной инстанции Кучаевой Н.С. представлено свидетельство о государственной регистрации права от 14.08.2014, из которого следует, что в ЕГРП за ней зарегистрировано право собственности на жилой дом по ул. П*** М*** (кадастровый номер ***), состоящий из одной квартиры, общей площадью 264 кв.м.

Таким образом, Кучаева Н.С. является единственным собственником всех жилых помещений, расположенных на земельном участке по ул. П*** М*** г. Ульяновска и вправе требовать выселения не являющейся членом ее семьи Кучаевой Т.А.

Ссылка ответчицы в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что ее отец К*** А.П. при жизни бабушки К*** Е.В. участвовал в строительстве квартиры в доме, на вывод о законности и обоснованности судебного решения не влияет, поскольку требования о признании за ней права собственности на долю дома по указанному основанию она не заявляла и участником общей долевой собственности на дом не является. Сам по себе факт проживания в спорном доме в течение длительного времени права постоянного пользования им не влечет.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кучаевой Т*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: