Судебный акт
Понуждение к устранению выявленных нарушений эксплуатационного состояния автомобильной дороги
Документ от 14.10.2014, опубликован на сайте 05.11.2014 под номером 47951, 2-я гражданская, об обязании произвести ремонт проезжей части, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова В.П.                                                  Дело № 33-3684/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          14 октября 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Полуэктовой С.К. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 июля 2014 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на него обязательств по содержанию дорог, незаконным; обязать муниципальное образование «город Ульяновск» произвести ремонт проезжей части по ул. Академика Павлова; обязать муниципальное образование «город Ульяновск» нанести на протяжении всей проезжей части по ул. Академика Павлова горизонтальную дорожную разметку; обязать муниципальное образование «город Ульяновск» привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52266-07 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочные пункты на улице Академика Павлова.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска об обязании устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки выявлено несоответствие автомобильной дороги, расположенной по улице Академика Павлова, требованиям государственных стандартов ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Так, на проезжей части имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью, а именно, в районе дома № 17 выбоина длиной 85 см, шириной 102 см, глубиной 10 см; в районе дома № 21 выбоина длиной 56 см, шириной 45 см, глубиной 7 см; в районе дома № 23 выбоина длиной 53 см, шириной 85 см, глубиной 6 см; в районе дома № 43 выбоина длиной 66 см, шириной 56 см, глубиной 10 см; в районе дома № 55 выбоина длиной 7 см, шириной 114 см, глубиной 7 см. В нарушение требований п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 на всем протяжении проезжей части отсутствует горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная пунктами 1.1, 1.5, 1.14.1 Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ. Остановочные пункты на улице Академика Павлова в районе домов №№ 55, 79, 101 не соответствуют требованиям пункта 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Ссылаясь на ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», прокурор просил обязать администрацию города Ульяновска устранить перечисленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги по улице Академика Павлова в г. Ульяновске.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, МУП «Ульяновскдорремсервис».

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывают, что в соответствии с пунктом 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Распоряжением комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска № 22 от 05.03.2014 «О доведении муниципальных заданий на выполнение муниципальных работ на 2014 год и плановый период 2015, 2016 годов» с МБУ «Дорремстрой» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и выдано муниципальное задание относительно содержания автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск». В силу действующего законодательства ответственность за выявленные нарушения содержания проезжей части дороги должна нести указанная подрядная организация.

Постановлением администрации города Ульяновска от 09.12.2013 №5193 «О реорганизации УМУП «Правый берег»» названное юридическое лицо было преобразовано в муниципальное бюджетное учреждение «Правый берег», которое с 03.03.2014 осуществляет свою деятельность по установке, содержанию технических средств регулирования дорожного движения. Согласно пунктами 2, 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением мэрии города Ульяновска от 24.12.2010 №6805 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальными учреждениями муниципального образования «город Ульяновск», Распоряжением комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска № 22 от 05.03.2014 с МБУ «Правый берег» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и выдано муниципальное задание на выполнение следующих видов работ: техническое обслуживание, содержание и ремонт технических средств организации дорожного движения – светофорных объектов и дорожных знаков, нанесение горизонтальной дорожной разметки. Ответственность за непринятие мер по нанесению горизонтальной дорожной разметки должна быть возложена на МБУ «Правый берег».

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей администрации города Ульяновска, комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, МУП «Ульяновскдорремсервис», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п. 4 ст. 6 Указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93) установленные этим стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие дорожной части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью. Пунктом 3.1.2 указанного ГОСТа предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине 5 см.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», устанавливающий основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Автомобильная дорога по улице Академика Павлова в г. Ульяновске является собственностью муниципального образования «город Ульяновск».

Как следует из материалов дела, в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, организованной прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД России по г.Ульяновску, установлено, что состояние названной автомобильной дороги не соответствует п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, поскольку имеет выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью: в районе дома № 17 выбоина длиной 85 см, шириной 102 см, глубиной 10 см; в районе дома № 21 выбоина длиной 56 см, шириной 45 см, глубиной 7 см; в районе дома № 23 выбоина длиной 53 см, шириной 85 см, глубиной 6 см; в районе дома № 43 выбоина длиной 66 см, шириной 56 см, глубиной 10 см; в районе дома № 55 выбоина длиной 7 см, шириной 114 см, глубиной 7 см. В нарушение требований п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 на всем протяжении проезжей части отсутствует горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная пунктами 1.1, 1.5, 1.14.1 Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ. Кроме того, остановочные пункты на улице Академика Павлова в районе домов №№ 55, 79, 101 не соответствуют требованиям пункта 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами и установив, что ответчик ненадлежащим образом исполняет возложенную на него законом обязанность по содержанию дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил предъявленные прокурором требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащими ответчиками должны являться МБУ «Дорремстрой» и МБУ «Правый берег», с которыми органом местного самоуправления заключены соглашения о содержании автомобильных дорог и о техническом обслуживании и содержании технических средств организации дорожного движения, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Действующим законодательством бремя содержания имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, возлагается на собственника.

Как указывалось выше, на основании ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Устава МО «город Ульяновск» в их взаимной связи ответственной за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является администрация города Ульяновска.

Следовательно, обязанность организовать надлежащие состояние муниципальной автомобильной дороги по улице Академика Павлова в г.Ульяновске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52766-2007 подлежит возложению также на администрацию города Ульяновска.

Наличие у собственника договорных отношений с другими лицами по обслуживанию принадлежащего ему на праве собственности имущества не освобождает его от обязанности по надлежащему содержанию этого имущества.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи