Судебный акт
Об обеспечении жильем детей-сирот
Документ от 14.10.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 47910, 2-я гражданская, о понуждении обеспечить жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Орлова С.Н.                                                                       Дело № 33-4175/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  14 октября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 августа 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   прокурора   Мелекесского района  Ульяновской области  в   интересах  Сергеевой Н*** Н*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Сергеевой  Н*** Н***  жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта   Ульяновской   области   обеспечить   Сергееву Н*** Н*** жилым      помещением      по      договору найма специализированного   жилого   помещения   в   муниципальном   образовании   «Мелекесский район» Ульяновской области.

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Сергеевой Н*** Н***  к отделу опеки образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., заключение прокурора Колгановой Е,А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах Сергеевой Н.Н., обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Сергеевой Н.Н.  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; возложении обязанности на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по обеспечению Сергеевой Н.Н.  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Новая Майна Мелекесского района.

В обоснование данного иска указано, что Сергеева Н.Н., ***1994 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Действующим законодательством предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Сергеева Н.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы  указано, что право Сергеевой Н.Н. на обеспечение специализированным жилым помещением в соответствии с Законом Ульяновской области № 53-ЗО от 06.05.2006 «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» согласно очередности, исходя из даты постановки ее на учет, не оспаривается, однако жилое помещение ей не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области необходимых жилых помещений. В настоящее время предпринимаются меры (объявлен аукцион) для обеспечения очередников данной категории необходимым жильем.

Также автор жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. Указывает, что в настоящее время в список детей-сирот включено около 1000 человек, которые наравне с Сергеевой Н.Н. имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Сергеева Н.Н., ***1994 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ее мать С***а Л*** Н***    решением Мелекесского районного суда от ***.2003 лишена  родительских прав,  отец С***  ***.2004 года  умер.

Постановлением Главы администрации Ульяновского района Ульяновской области от *** 2003 № *** Сергеева Н.Н. была помещена в детское образовательное учреждение для детей-сирот Ульяновский областной социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних, за Сергеевой Н.Н. закреплена жилая площадь дома по адресу Ульяновский район, п. К***

Постановлением  администрации Мелекесского района Ульяновской области №*** от ***2007 над несовершеннолетней Сергеевой Н.Н. установлена опека, опекуном назначена Г***. В 2007 году   несовершеннолетняя передана для воспитания в приемную семью Г***

По заключению межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Ундоровское  сельское поселение» № 1 от 13.11.2008 жилое помещение по адресу п.К*** признано непригодным  для  проживания.

Постановлением  администрации МО «Ульяновский район»   Ульяновской области от ***.2008 № ***  на основании заключения  межведомственной комиссии  от 13.11.2008  признано утратившим силу  п.2 постановления № *** от *** 2003 № ***, которым  за Сергеевой Н.Н. закреплялась жилая площадь  по адресу Ульяновский район, п. К***

Из  аттестата об основном общем образовании усматривается, что Сергеева Н.Н. в 2012 году окончила среднюю общеобразовательную школу № ***  р.п. Н***

В период с  26.12.2012 по 26.12.2013 года она была зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении  приемного родителя в р.п.  Н***

В настоящее время Сергеева Н.Н. регистрации по месту жительства  или месту пребывания не имеет.

По сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области Сергеева Н.Н.  жилых помещений в собственности не имеет.

***.2013 Сергеева Н.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «Мелекесский район» Ульяновской области,

До настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Сергеева Н.Н. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в интересах Сергеевой Н.Н. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.    

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 августа 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи