Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 07.10.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 47812, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Челбаева Е.С.                                                                      Дело № 33-4053/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 07 октября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г,

судей  Чурбановой Е.В. и Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и апелляционному представлению прокуратуры Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 07 августа 2014 года, по  которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Фролова М*** Ю*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Фролова М*** Ю*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г. Барыш Ульяновской области.

Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  государственную пошлину в доход местного бюджета ***  (***) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным в части разрешения исковых требований, и подлежащем отмене в части взыскания с ответчика судебных расходов, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд  в интересах Фролова М.Ю. с иском к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в г. Барыше Ульяновской области.

В обосновании иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Фролов М.Ю., *** 1990 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать, Ц*** Г.П., лишена родительских прав в отношении сына. Отец Фролова М.Ю. – Ф***.  умер в 1998 году. Зарегистрирован Фролов М.Ю. в доме матери, по адресу: г. Барыш, пер. З***. Но в указанном жилом помещении проживать невозможно. Согласно информации, предоставленной Барышским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Барышским филиалом ОГУП «Бюро технической инвентаризации» и КУМИ и ЗО МО «Барышский район» Фролов М.Ю. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не выступал.

Фролов М.Ю. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в г. Барыш Ульяновской области в уполномоченный орган, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

С учетом уточненных исковых требований, прокурор просил признать  незаконным бездействие по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г. Барыш Ульяновской области и возложить на ответчика обязанность обеспечить Фролова М.Ю. специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Барыш Ульяновской области.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение Фролову М.Ю. не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список.

В апелляционном представлении прокуратура Барышского района Ульяновской области не соглашается с решением суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины в размере 200 рублей, указывая на то, что ответчик освобожден от ее уплаты по делам данной категории.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Фролов М.Ю., ***1990 года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Барышского городского суда Ульяновской области от ***  2008 года мать истца - Ц***., лишена родительских прав в отношении Фролова М.Ю. Отец Фролова М.Ю. - Ф***.  умер *** 1998 года.

Фролов М.Ю. закрепленного жилья не имеет. В настоящее время снимает квартиру в г. Барыш.

Согласно документам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ОГУП «Бюро технической инвентаризации» и КУМИиЗО МО «Барышский район» Фролов М.Ю. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не выступает.

Фролов М.Ю.  в настоящее время достиг совершеннолетия, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включен. *** 2013 года истец обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в г. Барыш, однако до настоящего времени  жилое помещение ему не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Фролов М.Ю. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах Фролова М.Ю. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные  органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  является государственным органом, в силу чего освобождено от уплаты гос.пошлины.

Исходя из вышеизложенного, довод апелляционного представления прокурора о необоснованности взыскания с Министерства жилищно-коммунального комплекса и строительства Ульяновской области  гос.пошлины в доход местного бюджета заслуживают внимания.

Таким образом, из мотивировочной и резолютивной частей подлежит исключению указание на взыскание с  Министерства строительства, жилищно-коммунального  комплекса и транспорта Ульяновской области гос.пошлины в доход местного бюджета в размере *** рублей.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 07 августа 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения Барышского городского суда Ульяновской области от 07 августа 2014 года  указание на взыскание с  Министерства строительства, жилищно-коммунального  комплекса и транспорта Ульяновской области гос.пошлины в доход местного бюджета в размере *** рублей.

 

Председательствующий 

 

Судьи