Судебный акт
Предостваление жилья ребенку-сироте
Документ от 07.10.2014, опубликован на сайте 23.10.2014 под номером 47680, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Челбаева Е.С.                                                                          Дело № 33-4055/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   07 октября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.

судей   Казаковой М.В., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 июля 2014 года, по  которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Котяшовой Ал*** Н***, ***.1995 года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Котяшову А*** Н***, ***.1995 года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Инза Инзенского района Ульяновской области.

Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  государственную пошлину в доход местного бюджета *** рублей.

В удовлетворении иска, предъявленного к Правительству Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район», прокурору Барышского района отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, но возражавшей против взыскания с ответчика государственной пошлины, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд  иском в интересах Котяшовой А.Н. к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области,  Управлению образования МО «Барышский район» об обеспечении специализированным  жилым помещением. В обоснование  иска  указал, что Котяшова А.Н., ***1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Котяшова М.Б. лишена родительских прав в отношении истицы, а отец Котяшов Н.В. умер.  Котяшова А.Н. закрепленного жилого помещения не имеет, зарегистрирована  по адресу: Ульяновская область, г. Б***, в общежитии О***. Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать  незаконным бездействие по своевременному обеспечению Котяшовой А.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением и возложить на ответчиков обязанность обеспечить Котяшову А.Н. специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Инзе Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд  постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Котяшова А.Н.  не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В 2013 году  для детей-сирот приобретено 25 квартир, срок сдачи их в эксплуатацию 30.07.2014, то есть Министерство предпринимает все меры к обеспечению детей-сирот специализированным жильем. Котяшова А.Н. принята на учет с целью предоставления специализированного жилья, в Списки включено более 1000 человек, обеспечение истицы в первоочередном порядке является незаконным. 

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Барышского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  Котяшовой А.Н., Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Управлению образования МО «Барышский район», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. 

В судебном заседании прокурор просил исключить из резолютивной части решения суда указание на взыскание с ответчика, являющегося муниципальным органом, государственной пошлины.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Котяшова А.Н., ***1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: её мать Котяшова М.Б. лишена родительских прав в отношении истицы, а отец Котяшов Н.В. умер. 

На основании постановления Главы администрации Инзенского района от *** 1998 года № *** Котяшова А.Н. была помещена в Ульяновский областной дом детства. Закрепленного жилого помещения, жилья в собственности либо по договору социального найма не имеет.

Котяшова А.Н. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Ульяновская область, г. Б***, в общежитии О***».

Поскольку  ответчик не предпринимает мер к обеспечению Котяшовой А.Н.   специализированным жилым помещением в установленном законом порядке, прокурор Барышского района  Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Котяшевой А.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Котяшова А.Н.,  относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, проживает и обучается в г.Б*** но была выявлена в г. Инзе, где и желает получить жилье,  суд  пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в указанном муниципальном образовании.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Между тем, судебная коллегия полагает  доводы прокурора, приведенные в ходе судебного разбирательства, обоснованными, так в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьям, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

С учетом того, что данные доводы не влияют на существо принятого решения,  судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области государственной пошлины в сумме *** руб., оставив решение суда без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 июля  2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи