Судебный акт
Предоставление жилья ребенку-сироте
Документ от 07.10.2014, опубликован на сайте 23.10.2014 под номером 47677, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Максимов С.Ю.                                                                      Дело № 33-4090/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 07 октября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.

судей   Казаковой М.В., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Костяевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Новоспасского районной суда Ульяновской области от 01 июля 2014 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Федотовой Ю*** В*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области выразившееся в необеспечении Федотовой Ю*** В*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Федотовой Ю*** В*** на территории Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования прокурора к Правительству Ульяновской области  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Федотовой Ю.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законными обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действуя в интересах Федотовой Ю.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения. В обосновании иска указал, что Федотова Ю.В. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - отец истицы Федотов В.В. и мать Федотова О.Ю. на основании решения Новоспасского райсуда Ульяновской области  от ***2007  лишены родительских прав. На основании Постановления Главы Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области № *** от ***2007 Федотова Ю.В. была помещена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Ульяновская область, Н***. Заключением межведомственной комиссии от ***2013 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, другого жилья истица не имеет. Решением ответчика от ***2013 Федотова Ю.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, с правом на предоставление жилого помещения в р.п. Новоспасское Ульяновской области. Просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязать ответчиков обеспечить истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Федотова Ю.В. не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновске. В 2013 году неоднократно объявлялись торги на приобретение жилых помещений в собственность Ульяновской области, но от застройщиков не было подано ни одной заявки, вследствие чего торги признаны несостоявшимися.  В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Ульяновской области о повышении стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения при приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  Министерство принимает меры к приобретению жилья. Федотова Ю.В. принята на учет с целью предоставления специализированного жилья, в Списки включено более 1000 человек человек, обеспечение истицы в первоочередном порядке является незаконным. 

В возражении на апелляционную жалобу прокуратура Новоспасского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  Правительства Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Федотова Ю.В.,  ***1992 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на основании решения Новоспасского райсуда Ульяновской области  от *** 2007 года ее родители - отец Федотов В.В. и мать Федотова О.Ю. были лишены родительских прав.

На основании Постановления Главы Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области № *** от *** 2007 года Федотова Ю.В. была помещена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Ульяновская область, Н***.

Заключением межведомственной комиссии от ***.2013  указанный жилой дом признан непригодным для проживания, другого жилья на праве собственности либо договору социального найма истица не имеет,  временно (*** зарегистрирована в жилом помещении, по адресу: Ульяновская область р.п. *** которое ей на праве личной собственности не принадлежит.

С 1 сентября 2012 года и по настоящее время Федотова Ю.В. обучается в О*** находится на полном государственном обеспечении.

Решением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  Федотова Ю.В. ***.2013 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, с правом на предоставление жилого помещения в р.п.Новоспасское Ульяновской области.

Поскольку  ответчики не предпринимают мер к обеспечению Федотовой Ю.В. специализированным жилым помещением в установленном законом порядке, прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Федотовой Ю.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Поскольку Федотова Ю.В., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, проживает на территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, суд  пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия  

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 01 июля  2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи: