Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироты
Документ от 30.09.2014, опубликован на сайте 21.10.2014 под номером 47642, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Ибрагимова Е.А.                                                                      Дело №33-3359/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 30 сентября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Кондус О*** В*** удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по необеспечению Кондус О*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Кондус О*** В***, ***.1994 года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В исковых требованиях к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и  обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд в интересах Кондус О.В. с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением.     В обоснование иска указал, что Кондус О.В., ***1994 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее родители –  Ошкина И.А. и Кондус В.В. лишены родительских прав решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ***.2004. С ***2003 Кондус О.В. находилась под опекой бабушки,  закрепленного жилого помещения не имеет. Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ***2013 Кондус О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение Кондус О.В. не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Кондус О.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и  обязать ответчиков обеспечить Кондус О.В. специализированным благоустроенным жилым помещением.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Кондус О.В. не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновске. В 2013 году неоднократно объявлялись торги на приобретение жилых помещений в собственность Ульяновской области, но от застройщиков не было подано ни одной заявки, вследствие чего торги признаны несостоявшимися.  В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Ульяновской области о повышении стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения при приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 10.04.2014 объявлены торги на приобретение 82 однокомнатных квартир. Кондус О.В. принята на учет с целью предоставления специализированного жилья, в Списки включено 791 человек, обеспечение истицы в первоочередном порядке является незаконным. 

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии Кондус О.В., Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  Правительства Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Кондус О.В., ***1994 года рождения, родилась в г. Ульяновске, ее мать – Ошкина И.А. и отец – Кондус В.В. были лишены родительских прав решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ***2004, Кондус О.В. передана опекуну – бабушке Чекменевой Е.А.

Распоряжением Главы Теренгульского района Ульяновской области от ***2004 за Кондус О.В. было сохранено жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Т***, однако заключением межведомственной комиссии муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. На основании данного заключения постановлением администрации муниципального образования «Теренгульский район» Ульяновской области от ***.2012 Кондус О.В. поставлена на регистрационный учет в целях последующего обеспечения жилым помещением.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ***.2012 Кондус О.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях последующего обеспечения жилой площадью.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от  ***.2013 Кондус О.В. включена в список детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

На момент рассмотрения спора  истица обучалась на первом курсе к***

Поскольку  ответчики не предпринимают мер к обеспечению Кондус О.В. специализированным жилым помещением в установленном законом порядке, прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Кондус О.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Поскольку Кондус О.В., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, проживает и обучается в г.Ульяновске, суд  пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: