Судебный акт
Об обеспечении жильем ребенка-сироту
Документ от 30.09.2014, опубликован на сайте 23.10.2014 под номером 47526, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия,о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Елистратов А.М.                                                                      Дело № 33-3294/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  30 сентября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей   Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 мая 2014 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Алибекова Р*** Р*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области выразившееся в необеспечении Алибекова Р*** Р*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Алибекову Р*** Р*** на территории муниципального образования «город Ульяновск» жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования прокурора к Правительству Ульяновской области оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А.., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Алибекова Р.Р., 10.08.1989 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о  предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Алибеков Р.Р. ***1989 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

С 18.12.2009  Алибеков Р.Р. зарегистрирован и проживает по адресу г. Ульяновск ул.О*** в жилом помещении  принадлежащем на праве собственности его опекуну – Алибековой Т.Г.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 11.02.2013 истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени Алибеков Р.Р. жилым помещением не обеспечен.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению  Алибекова Р*** Р*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить указанное лицо специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что Алибеков Р.Р. включен в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск», не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. На 2014 год запланировано проведение торгов по приобретению жилья для указанной категории граждан. При этом, в список детей-сирот включено в общей сложности 791 человек, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, следовательно, предоставление Алибекову Р.Р.  жилого помещения в первоочередном порядке незаконно.

Дело рассмотрено в отсутствии истца Алибекова Р.Р., представителей ответчиков  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  Правительства Ульяновской области,  представители третьих лиц Министерства образования Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Алибеков Р.Р., ***1989 года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Алибекова Р.Р. – А***. и А***. умерли  ***2006 и ***.2000 соответственно.    

Постановлением Главы города Ульяновска от 16.03.2007 № *** попечителем несовершеннолетнего Алибекова Р.Р.  была назначена Алибекова Т*** Г***. За несовершеннолетним Алибековым Р.Р. жилая площадь не закреплялась.

С 18.12.2009 Алибеков Р.Р. зарегистрирован и проживает по адресу: г. Ульяновск ул.О***., собственником  которого является бывший попечитель истца – А***

По сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области  Алибеков Р.Р. жилых помещений в собственности не имеет.

Таким образом, Алибеков Р.Р. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 02.08.2012 (протокол № ***) заявление Алибекова Р.Р. о признании нуждающимся в жилье, с последующим включением в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, нуждающихся в жилье, на внеочередное  обеспечение жилой площадью путем предоставления субсидии на приобретение  жилья, удовлетворено.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 11.02.2013 истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.  

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Алибеков Р.Р. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Алибекова Р.Р. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  07 мая 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи