Судебный акт
По иску прокурора об обязывании нанести горизонтальную разметку
Документ от 23.09.2014, опубликован на сайте 23.10.2014 под номером 47510, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                             Дело № 33 – 3765 / 2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   23 сентября 2014 года                                                                       

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Костюниной Н.В., Фёдоровой Л.Г.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 июля 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска удовлетворить.

Признать бездействие администрации г. Ульяновска, не принимающей надлежащих мер, направленных на содержание автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, улица Р***, в виде нанесения горизонтальной разметки, незаконным и обязать администрацию г. Ульяновска выполнить горизонтальную разметку автодороги на улице Р*** в г.Ульяновске.        

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска об обязании устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, направленного на обеспечение дорожной деятельности в границах муниципального образования и безопасности дорожного движения, а также регламентирующего порядок содержания и эксплуатации дорожно-уличной сети, в ходе которой были установлены обстоятельства, требующие прокурорского вмешательства.

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к компетенции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск».

Вместе с тем, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются.

Так, в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности автомобильная дорога, расположенная по улице Рябикова, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск».

При этом состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.

Согласно акту совместной проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц, составленному инспектором ОГИБДД УМВД России по городу Ульяновску и старшим помощником прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, от 22.05.2014, в нарушение п.п. 4.2, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93, в соответствии с которыми в процессе эксплуатации на покрытие проезжей части должна быть хорошо различимая дорожная разметка в любое время суток (при условии отсутствий снега на покрытии), по улице Р*** горизонтальная дорожная разметка в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения отсутствует.

Бездействие администрации г. Ульяновска в части непринятия надлежащих мер, направленных на содержание автомобильных дорог, создаст предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых приоритет жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. С учетом изложенного, просил суд признать бездействие администрации  г.Ульяновска по непринятию мер, направленных на содержание автомобильной дороги, расположенной по адресу г. Ульяновск улица Р***, в виде нанесения горизонтальной разметки, незаконным, и обязать администрацию г. Ульяновска выполнить горизонтальную разметку автодороги на улице Р*** в г.Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, УМВД России по г. Ульяновску.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска и Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска просят решение суда отменить. В обоснование жалобы указывают, что постановлением администрации города Ульяновска от 09.12.2013 № 5193 «О реорганизации УМУП «Правый берег»» УМУП «Правый берег» было преобразовано в муниципальное бюджетное учреждение «Правый берег», которое с 03.03.2014 осуществляет свою деятельность по установке, содержанию технических средств регулирования дорожного движения.

Согласно пунктами 2,3,6 ст.9.2. Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением мэрии города Ульяновска Ульяновской области от 24 декабря 2010 г. N 6805 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальными учреждениями муниципального образования "город Ульяновск", Распоряжением комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска № 22 от 05.03.2014 «О доведении муниципальных заданий на выполнение муниципальных работ на 2014 год и плановый период 2015,2016 годов» с МБУ «Правый берег» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и выдано муниципальное задание на выполнение следующих видов работ: техническое обслуживание, содержание и ремонт технических средств организации дорожного движения - светофорных объектов и дорожных знаков, нанесение горизонтальной дорожной разметки. Таким образом, ответственность за непринятие мер по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улице Р*** в городе Ульяновске должна быть возложена на МБУ «Правый берег».

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Из  материалов дела следует, что в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, организованной прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска, с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД России по г.Ульяновску, установлено, что состояние автомобильной дороги на улице Р*** в г.Ульяновске не соответствует требованиям п.п. 4.2, 4.2.2, 4.2.3 государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93, поскольку на ней отсутствует горизонтальная дорожная разметка, утверждённая проектом организации дорожного движения.

Факт нарушений ГОСТ Р 50597-93 на вышеуказанной автомобильной дороге нашел свое объективное подтверждение в судебном заседании и ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Автомобильная дорога по ул. Р*** в г. Ульяновске является собственностью муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий администрации г. Ульяновска в соответствии со ст.40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, муниципальное образование, как собственник  имущества (дороги в пределах муниципального образования), в силу ст.210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, суд первой инстанции на законных основаниях возложил обязанность на администрацию города Ульяновска организовать выполнение необходимых работ по обустройству дороги на указанном выше участке.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска и Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска указывают на то, что поскольку собственником имущества заключено соглашение на обслуживание технических средств организации дорожного движения в пределах муниципального образования с МБУ «Правый берег», то это учреждение и должно являться надлежащим ответчиком по делу.

Однако, по мнению судебной коллегии, указанные доводы являются не состоятельными, а потому не могут поставить под сомнение правильность выводов суда первой инстанции.

В силу приведенных выше норм закона бремя содержания имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, возлагается на собственника.

Наличие у собственника договорных отношений с другими лицами по обслуживанию принадлежащего ему на праве собственности  имущества не освобождает его от обязанности  по надлежащему его содержанию. 

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи