Судебный акт
Об обеспечении жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Документ от 23.09.2014, опубликован на сайте 07.10.2014 под номером 47421, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, о понуждении предоставить обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Атаманова Т.П.                                                                      Дело №33-3225/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 23 сентября 2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Костяевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 мая 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора города Димитровграда в интересах Самурзиной М*** В*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта  Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Самурзиной М*** В*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить  на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обязанность обеспечить Самурзину М*** В*** жилым помещением по договору  социального найма  специализированного жилого помещения в  муниципальном образовании «Город Димитровград».

Иск прокурора города Димитровграда  в интересах Самурзиной М*** В*** к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования Администрации г.Димитровграда оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Самурзиной М.В.,  возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области действуя в интересах Самурзиной М. В. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования Администрации г.Димитровграда  о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что  Самурзина М*** В*** ***.1991 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Одинокая мать С***. решением Мелекесского районного суда от ***2007 лишена родительских прав.

Постановлением Администрации МО «Мелекесский район» от 16.11.2007 №*** Самурзина М.В. помещена в ГУ СРЦН «Р***», где с 19.10.2007 находилась на полном государственном обеспечении. 

Самурзина М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включена ***.2013, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации г.Димитровграда по своевременному обеспечению Самурзиной М.В.  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации г.Димитровграда обеспечить Самурзину М.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир, предназначенных для обеспечения жилым помещением  сирот во внеочередном порядке. Кроме того, поясняют, что в список детей-сирот включено в общей сложности 791 человек, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, следовательно, предоставление Самурзиной М.В. жилого помещения в первоочередном порядке незаконно.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации г.Димитровграда, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Самурзина М.В., ***1991 года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одинокая мать истицы -   С*** решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от ***.2007 лишена родительских прав.

С 2007 года Самурзина М.В. находилась в детском государственном учреждении, далее обучалась в ОГОУНПО ПУ № *** г.Димитровграда  и  ОГБОУ С*** г.Димитровграда до  июня 2013 года.

Жилой дом, в котором была зарегистрирована Самурзина  М.В. на момент помещения её в  специализированное детское учреждение, расположенный по адресу с.С***, принадлежал и принадлежит  А*** умершему   ,жилое помещение за  ней не закреплялось.

Из пояснений истицы ее родители приобрели указанный жилой дом у Абрамова Н.П., однако право собственности так и не оформили. В настоящее время в указанном доме проживает мать истицы и ее отчим.

Решением  комиссии по установлению факта невозможности  проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от 22.11.2012  установлен факт невозможности проживания Самурзиной М.В. в жилом помещении   с.С***

***2013 Самурзина М.В.  включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями  специализированного жилого фонда Ульяновской области.

В настоящее время Самурзина  М.В. проживает в г.Димитровграде по адресу пр.А*** без регистрации  на съемной квартире.

По сведениям регистрирующих органов Самурзина М.В. не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального  найма. 

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Самурзина М.В. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Самурзиной М.В. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: