Судебный акт
О возложении обязаннности по ремонту канализационных насосных станций
Документ от 09.09.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47263, 2-я гражданская, О возложении обязанности по ремонту неисправных канализационных насосных станций на территории города Барыша и прекращении сброса канализационных стоков в реку Сыр-Барыш, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                                        Дело № 33-3288/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             9 сентября 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.,

судей    Кинчаровой О.Е., Тютькиной З.А.,

при секретаре    Годуновой Е.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 25 июня 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к администрации муниципального образования  «Барышский район» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования  «Барышский район» организовать очистку сточных вод в г.Барыше  и отведение нормативно очищенных сточных вод в поверхностный водный объект согласно природоохранному законодательству;    принять меры по ремонту неисправных канализационных насосных станций на территории г.Барыша:  КНС № 1, расположенной напротив бывшей фабрики «Шерсть-сукно» (ныне ООО «С***»)  переулок Свердлова;   КНС № 2, расположенной в конце улицы Бебеля;  КНС № 3, расположенной между домами № 107 и № 113 на улице Кирова;   КНС № 4, расположенной в начале улицы Фабричная, и прекращению сброса канализационных стоков в реку Сыр-Барыш.

 

Заслушав доклад Кинчаровой О.Е., объяснения представителя администрации МО «Барышский район» Чумбуридзе И.Г., поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Барышский район», в котором просило обязать организовать очистку сточных вод в г.Барыше  и отведение нормативно очищенных сточных вод в поверхностный водный объект согласно природоохранному законодательству; принять меры по ремонту неисправных канализационных насосных станций на территории г.Барыша: КНС № 1, расположенной напротив бывшей фабрики «Шерсть-сукно» (ныне ООО «С***»)  переулок Свердлова;   КНС № 2, расположенной в конце улицы  Бебеля;   КНС № 3,  расположенной  между  домами  № 107 и № 113 на улице Кирова;   КНС № 4, расположенной в начале улицы Фабричная, и прекращению сброса канализационных стоков в реку Сыр-Барыш.

Требования мотивировало тем, что в ходе выполнения рейдового задания  по надзору в области обращения с отходами установлено, что здание КНС №3, расположенное между домами №107 и №113 по улице К*** г. Барыша, на которую поступают канализационные стоки с КНС №2, КНС №4, находится в нерабочем состоянии, перекачка канализационных стоков не осуществляется, колодцы КНС затоплены,  стоки текут по поверхности грунта, впадают в водоотводную канаву, идущую от родника общего пользования, расположенного напротив дома №103 ул.Кирова, г.Барыша. При осмотре водоотводной канавы визуально наблюдаются донные   отложения   от  канализационных  стоков  вплоть  до  впадения  в  реку  Сыр-Барыш. Также имеется сильный зловонный запах от канализационных стоков. Размеры загрязненной территории: длина канавы от КНС №3 до водоотводной канавы, идущей от родника, около 25 метров; общая протяжённость канавы, по которой протекают канализационные стоки, более 100 метров. Согласно протоколам результатов количественно-химического анализа сточных и природных вод в выпуске сточных вод из нефункционирующей КНС № 3 содержатся загрязняющие вещества. Несоблюдение природоохранного законодательства влечёт возникновение чрезвычайных ситуаций, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

Рассмотрев по существу требования истца, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность.

В обоснование жалобы указывает на то, что очистка сточных вод является гарантией экологической безопасности населения, осуществление полномочий по которой выполняется Правительством Ульяновской области.

В бюджете МО «Барышское городское поселение» денежных средств на строительство или реконструкцию очистных сооружений в городе Барыше не имеется.

Администрация МО «Барышский район» не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку очистные сооружения на момент передачи полномочий от администрации МО «Барышское городское поселение» администрации МО «Барышский район»  находились в неисправном состоянии.

Выполнить ремонтные работы невозможно, поскольку  на городской территории канализационные насосные станции  в виду длительного простоя выведены из строя.

Поскольку уже имеется вступившее в законную силу решение Барышского городского суда от 11 января 2008 года, вынесенное по тем же основаниям и о том же предмете, производство по делу необходимо было прекратить.

Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации МО «Барышский район», судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 44 ВК РФ).

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 10 Закона N 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения.

Соответственно, в силу указанной нормы, обязанность по организации водоотведения возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация поселения несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению от жилых домов, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.

Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Из материалов дела усматривается, что очистные сооружения, а также здания КНС № 1 - № 4 являются собственностью города Барыша на основании постановления Главы муниципального образования «город Барыш» № 309 от 2 июля 2007 года.  Договор о передаче канализационных сетей и КНС в аренду не заключался.

Канализационные насосные станции на территории г.Барыша:  КНС № 1, расположенная напротив бывшей фабрики «Шерсть-сукно» (ныне ООО «С***»)  переулок Свердлова;   КНС № 2, расположенная в конце улицы Бебеля;  КНС № 3, расположенная между домами № 107 и № 113 на улице Кирова;   КНС № 4, расположенная в начале улицы Фабричная, находятся  в неисправном состоянии, перекачка канализационных стоков не осуществляется,  сточные воды попадают в окружающую среду: растекаются по поверхности грунта, стекают в реку Сыр-Барыш.

При указанных обстоятельствах, установленных по делу,  и на основании  приведенных выше положений правовых норм, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация МО «Барышский район», на которую возложены полномочия ликвидированного муниципального учреждения «Администрация МО «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, не выполняет возложенные действующим законодательством обязанности по выполнению требований по соблюдению природоохранного законодательства, по надлежащей организации работы по водоотведению на территории города Барыша.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что непринятие администрацией МО "Барышский район» мер по организации очистки сточных вод в г. Барыше противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, также нарушает закрепленное и гарантированное статей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" права каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции законно и обоснованно принято решение об удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.

Довод апелляционной жалобы о том, что очистка сточных вод, как гарантия экологической безопасности, относится к полномочиям Правительства Ульяновской области, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку он не основан на приведенных выше положениях действующего законодательства, из которых следует, что организация  в границах поселения водоотведения, которое включает в себя  и очистку сточных вод, относится к вопросам местного значения поселения.

Ссылки в жалобе на отсутствие  в бюджете муниципального образования достаточных денежных средств на реконструкцию существующих очистных сооружений либо строительство новых, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу закона данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления обязанности по выполнению требований, предусмотренных действующим законодательством.

Указание в жалобе на то, что администрация МО «Барышский район» является ненадлежащим ответчиком в силу того, что при передаче ей полномочий администрации МО «Барышское городское поселение» очистные сооружения находились в нерабочем состоянии, являются необоснованными.

Поскольку решением Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области первого созыва от 24 мая 2012 года № 59/252, администрации МО «Барышский район» были переданы все полномочия администрации МО «Барышское городское поселение», соответственно,  администрация МО «Барышский район» является надлежащим ответчиком по данному делу. На данный орган местного самоуправления в силу положений статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  возложены обязанности по решению вопросов местного значения поселения, в том числе, и вопроса по организации водоотведения. То обстоятельство, что очистные сооружения были переданы ей в нерабочем состоянии, правового значения не имеет.

Кроме того, администрация МО «Барышский район», как орган местного самоуправления, на который ч. 4.2 ст. 39 Устава МО «Барышский район» возложены полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Барышского городского поселения,  в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации должна обеспечить надлежащее содержание указанного имущества.

Доводы жалобы о том, что производство по делу подлежало прекращению, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Барышского городского суда Ульяновской области от 11 января 2008 года по делу по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «город Барыш» о возложении обязанности обеспечить организацию надлежащего водоотведения, несостоятельны, поскольку разрешенный судом указанный спор был заявлен другим истцом, по иным основаниям и имел другой  предмет.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции  и не могут повлечь отмену судебного решения.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями  328, 329  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 25 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: