Судебный акт
Об обязании устранить выявленные нарушения
Документ от 09.09.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47177, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                       Дело № 33 – 3136/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             09 сентября 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А. и Костюниной Н.В.,

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 июня 2014 года, которым постановлено:

 

Уточненные исковые требования Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признания бездействия незаконным, понуждении  к устранению нарушений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» по непринятию мер к обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание в ДВК, при проведении краткосрочных и длительных свиданий с родственниками, а также лицами; оказывающими юридическую помощь.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» в срок до 1 сентября 2015 года срок принять следующие меры по устранению нарушений:

- привести число комнат КДС и ККС в соответствие с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130 ДСП «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России»; оборудовать помещение магазина санитарным узлом, оборудовать детскую комнату.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ «ДВК») о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки выявлены нарушения ст.ст.89, 99, 101 УИК РФ, ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иных законов.

По состоянию на 16.04.2014 ответчиком не были приняты меры по устранению   нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных к лишению свободы.

Лимит наполнения ДВК составляет 243 человека. По состоянию на 16.04.2014 в ФКУ «ДВК» фактически содержалось 22 осужденных, в т.ч. отбывающих наказание в обычных условиях - 17, в льготных условиях - 5.

Для реализации осужденными права на свидание в ФКУ «ДВК» функционирует 4 комнаты для длительных свиданий (далее - КДС) и 1 комната для краткосрочных свиданий (далее - ККС). Предоставление свиданий осуществляется на основании заявлений осужденных либо их родственников в соответствии с утвержденным графиком на отчетный месяц.

В соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130-ДСП «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России» в ФКУ «ДВК» должно быть 12 КДС и 13 ККС.

В ДВК отсутствуют помещения для свиданий с адвокатами.

Вопреки требованиям ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность по развитию материальной базы учреждения надлежащим образом не осуществляется, в результате нарушается предусмотренное ст.99 УИК РФ право на материально-бытовое обеспечение осужденных и лиц, прибывших к ним на свидание.

Проверка оснащенности КДС и ККС показала, что необходимый набор помещений, а также мебель и инвентарь в ФКУ «ДВК» отсутствуют. В ФКУ «ДВК» не имеется детской комнаты и кроватей.

В помещениях КДС и ККС отсутствует необходимый инвентарь. В комнате младшего инспектора не имеется репродуктора и однотумбового стола. Также репродукторы отсутствуют во всех комнатах КДС. В комнате КДС № 2  отсутствуют полумягкие стулья. В кладовой КДС отсутствуют лестница переносная (стремянка) и однотумбовый стол. В помещении кухни КДС отсутствуют шкаф навесной и электрокипятильник. В санитарном узле КДС отсутствуют зеркало с туалетной полочкой над умывальником, полотенцедержателем и электрополотенцем. В душевой КДС отсутствуют банкетка с мягким дезинфицирующим покрытием и вешалка.

В комнате ожидания КДС недостаточно полумягких стульев (4 шт. вместо 8 шт.).

В комнате краткосрочных свиданий не имеется типовых кабин, табуретов и рабочих столов.

Досмотр лиц, прибывших для проведения свиданий, проводится в помещениях комнат КДИ из-за отсутствия предназначенного для этого помещения.

Также выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований в магазине. На установленных в помещении магазина светильниках отсутствуют защитные плафоны. В помещении торгового зала отсутствует термометр для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов в витрине холодильнике. Имеющийся в магазине термометр не прошел поверку, а имеющийся психрометр находится в неисправном состоянии.

В магазине не имеется санитарного узла для сотрудников. На имеющемся в магазине уборочном инвентаре отсутствует маркировка. Отсутствуют дезинфицирующие средства, продавец не обеспечен санитарной одеждой.

В комнате приема посылок, передач и бандеролей отсутствует рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи в исправительные колонии, не имеется дезинфицирующих средств, неупорядочено хранение уборочного инвентаря.

Таким образом, ответчиком не выполняется обязанность по соблюдению требований уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на свидания, получение посылок и передач, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также надлежащее материально-бытовое и медико-­санитарное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы гарантированное ст.ст.89, 99 и 101 УИК РФ и положениями ТК РФ.

Часть выявленных нарушений была устранена ответчиком в ходе судебного разбирательства, в связи с чем заявленные исковые требования были уточнены.

В уточненных исковых требованиях прокурор просил: признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» по непринятию мер к обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание в ДВК, при проведении краткосрочных и длительных свиданий с родственниками, а также лицами, оказывающими юридическую помощь; обязать Федеральное казенное учреждение «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» в 9-ти месячный срок принять меры по устранению нарушений: привести число комнат КДС и ККС в соответствие с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130 ДСП «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России»; обеспечить помещение магазина учреждения санитарным узлом, оборудовать детскую комнату.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе врио начальника ФКУ «ДВК» Шабанов А.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование жалобы указывает, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор можно определить.

Кроме того, в решении не указано, какое количество комнат КДС и ККС будет соответствовать требованиям указанного приказа. В иске указано на необходимость оборудования 12 КДС и 13 ККС, однако представителем ФКУ «ДВК» указывалось на несоответствие такого количества комнат нормативам, указанным в приказе от 02.06.2003.

Полагает, что количество КДС и ККС должно составить по 5 комнат.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Масин А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст.167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

В силу положений ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

ФКУ «ДВК» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

Согласно ч.2 ст.1 УИК РФ задачами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериаль­ные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

Статьей 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В ст.99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по Ульяновской области в ФКУ «ДВК» были выявлены нарушения в части материально-бытового обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия осужденных.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №130дсп (далее – приказ Минюста РФ №130дсп) утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, из п.1.1 которой следует, что нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

На момент проверки в ФКУ «ДВК» фактически содержалось 22 осужденных. Вместе с тем, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.03.2014 №30 «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений» внесены изменения в лимит наполнения ФКУ «ДВК», указанный лимит установлен в 243 места. Изменение лимита наполнения ФКУ «ДВК» произошло в период действия приказа Минюста РФ №130дсп.

Для реализации осужденными права на свидание в ФКУ «ДВК» имеются 4 КДС и 1 ККС, что не соответствует лимиту наполнения в 243 места и нарушает требования приказа Минюста РФ №130дсп.

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.3.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», стационарные организации торговли обеспечиваются водоснабжением и канализацией. В организациях мелкорозничной сети условия водоснабжения и канализования должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.

Как следует из п.9.4 СП 2.3.6.1066-01, все стационарные организации мелкорозничной сети оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук.

В нарушение указанных норм имеющийся в ФКУ «ДВК» магазин, расположенный в здании столовой, но в изолированном от столовой помещении, не имеет туалета и раковины для мытья рук (санитарного узла). Указанное здание находится в оперативном управлении у ответчика.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы.

В нарушение указанных норм ФКУ «ДВК» не имеет надлежащим образом оборудованной детской комнаты.

Учитывая, что ФКУ «ДВК» не в полном объеме выполняются обязанности по обеспечению надлежащих условий по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, в результате чего нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспече­ние и санитарно-эпидемиологического благополучие, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, основаны на объективной оценке собранных по делу доказательств в их совокупности.  

Доводы апелляционной жалобы о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор можно определить, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из искового заявления следует, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Списочный состав осужденных, отбывающих наказание в колонии, постоянно меняется путем освобождения одних осужденных и прибытия в учреждение других осужденных.

Судебная коллегия полагает, что иск в рамках данного гражданского дела обоснованно предъявлен прокурором на основании ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательства.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.      

Судом было рассмотрено заявленное прокурором требование о приведении числа комнат КДС и ККС в соответствие с требованиями приказа Минюста РФ №130дсп.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.202 ГПК РФ, в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что судом не указано, какое количество КДС и ККС будет соответствовать требованиям приказа Минюста РФ №130дсп, основанием для отмены оспариваемого решения не являются.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи