Судебный акт
О возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения в МДОУ
Документ от 09.09.2014, опубликован на сайте 22.09.2014 под номером 47172, 2-я гражданская, об обрудовании здания образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с вызовом на пульт в дежурную часть МО МВД России "Чердаклинский", системой видеонаблюдения и организации охраны силами ЧОП, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ватрушкина О.А.                                                                     Дело № 33-2943/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       09 сентября 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Годуновой Е.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, апелляционному представлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Малаевский детский сад  в части не оборудования здания муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Малаевский детский сад кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», не организации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия незаконным.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Малаевский детский сад  оборудовать здание муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Малаевский детский сад кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский» и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., пояснения прокурора Колгановой Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, полагавшей апелляционную жалобу МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МДОУ  Малаевский детский сад о признании незаконным бездействия, выразившегося в необорудовании здания МДОУ  Малаевский детский сад техническими средствами противопожарной и охранной защиты, обязании оборудовать МДОУ  Малаевский детский сад техническими средствами противопожарной и охранной защиты.

В обосновании иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки антитеррористической защищенности МДОУ Малаевский детский сад, было установлено, что в дошкольном учреждении отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения и специальные средства, кроме того, не организована охрана учреждения.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

Прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области ранее дважды вносились представления об устранении указанных нарушений закона, однако  нарушения до настоящего времени не устранены и никаких мер по их устранению не предпринимается.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МДОУ  Малаевский детский сад в части не оборудования здания МДОУ  Малаевский детский сад кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия; обязать МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район», МДОУ  Малаевский детский сад оборудовать здание МДОУ  Малаевский детский сад кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что приведенные судом в качестве правового обоснования Письмо Минобрнауки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора, а также Приказ Рособразования, прямой обязанности для образовательного учреждения и органа местного самоуправления по оборудованию здания детского сада кнопкой экстренного вызова полиции, организации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия не предусматривают.

Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными правовыми актами. Поскольку законодательством не предусмотрены конкретные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, то они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

В апелляционном представлении прокурор Чердаклинского района Ульяновской области выражает несогласие с вынесенным решением суда в части отказа в удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействия ответчиков в не оборудовании здания МДОУ Малаевский детский сад  системой видеонаблюдения и обязании оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения. Считает незаконным вывод суда об отказе в исковых требованиях в этой части, ссылаясь на то, что МДОУ  Малаевский детский сад посещают 18 детей, и, поскольку Стандарт безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области распространяется только на образовательные организации начального общего, основного общего и среднего общего образования – школы, то на дошкольные образовательные организации положения указанного Стандарта не распространяются.

Также указывает на то, что в действующем федеральном законодательстве отсутствуют нормы, разделяющие образовательные учреждения по количеству воспитанников и обучающихся, которые бы ставили их жизнь и здоровье в зависимость от количественного состава посещающих образовательное учреждение несовершеннолетних. Привязка суда к количеству посещающих детский сад ограничивает гарантированное ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право каждого из 18 воспитанников, посещающих МДОУ  Малаевский детский сад, на образование, в том числе, в безопасных условиях. 

Представители МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МДОУ  Малаевский детский сад в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили.

Судебная коллегия, в соответствии со ст.327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п.п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в МДОУ  Малаевский детский сад отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, либо частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006  № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно п.п. 1.6 Устава МДОУ Малаевский детский сад, функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. Функции и полномочия собственника имущества МДОУ от имени МО «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания МДОУ  Малаевский детский сад кнопкой экстренного вызова полиции («тревожной кнопкой») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», организации охраны, как на общеобразовательное  учреждение, так и на Управление  образования, являющееся отраслевым органом администрации  МО «Чердаклинский район» и субъектом антитеррористической деятельности.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МУ Управление образования «Чердаклинский район» были приняты меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения, а именно: издан приказ № 173 от 30.03.2010 «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений», в соответствии с которым руководителям образовательных учреждений предписывается организация круглосуточного дежурства, проведение инструктажей, закрепление ответственных лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данные меры не являются действенными профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности.

Оснований к отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку они сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию норм закона.

Указанные доводы аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, районным судом им дана правильная правовая оценка.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в части признания незаконным бездействия ответчиков по не оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения и возложении обязанности по оборудованию этого здания системой видеонаблюдения, суд первой инстанции исходил из того, что количество детей в учреждении составляет 18 человек, тогда как в соответствии с п.4.5 Стандарта безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области наличие системы видеонаблюдения обязательно в здании общеобразовательной организации с численностью более 100 обучающихся.

С данными выводами суда судебная коллегия не соглашается, в связи с чем находит доводы апелляционного представления прокурора в указанной части заслуживающими внимания.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012                 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

При таких обстоятельствах, Стандарт безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области не распространяется на дошкольные образовательные учреждения, то есть детские сады.

Отсутствие системы видеонаблюдения, в дошкольном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении малолетних воспитанников.

Осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия ответчиков по не оборудованию здания МДОУ Малаевский детский сад системой видеонаблюдения и возложении обязанности по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения обоснованными. Они базируются на положениях пунктов 2,7 ст.2  Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 20.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.5.39 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», приказу Минобразования и науки Российской Федерации от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений».

Следовательно, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков по не оборудованию системой видеонаблюдения МДОУ  Малаевский детский сад и отказу в возложении на них обязанности по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения, подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований. Обязать МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управления образования МО «Чердаклинский район», муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Малаевский детский сад оборудовать здание МДОУ Малаевский детский сад системой видеонаблюдения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Апелляционное представление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить.

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая           2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципального учреждения Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район», МДОУ  Малаевский детский сад по не оборудованию системой видеонаблюдения МДОУ  Малаевский детский сад, принять в этой части новое решение.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципального учреждения Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район», МДОУ  Малаевский детский сад по не оборудованию системой видеонаблюдения здания МДОУ  Малаевский детский сад.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципальное учреждение Управления образования  муниципального образования «Чердаклинский район», МДОУ  Малаевский детский сад оборудовать здание МДОУ  Малаевский детский сад системой  видеонаблюдения.

В остальной части решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район»  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи