Судебный акт
Возложение обязанности по оборудованию школы кнопкой экстренного вызова полиции, системой видеонаблюдения и организации охраны
Документ от 02.09.2014, опубликован на сайте 12.09.2014 под номером 47146, 2-я гражданская, об обрудовании здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения и организации охраны силами ЧОП, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузьмин С.М.                                                                        Дело № 33-2906/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    02 сентября 2014

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В., Бабойдо И.А.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 29 мая 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова в части необорудования здания Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частных охранных предприятий незаконным.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова оборудовать здание Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Колобковой О.Б., выслушав прокурора прокуратуры Ульяновской области Колганову Е.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова о признании незаконным бездействия, выразившегося в необорудовании здания школы техническими средствами противопожарной и охранной защиты, возложении обязанности по оборудованию школы техническими средствами противопожарной и охранной защиты.

 

В обосновании требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки антитеррористической защищенности муниципального казённого общеобразовательного учреждения Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова, было установлено, что в школе отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения и специальные средства. Кроме того, не организована охрана учреждения силами ЧОП. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение. Прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области ранее дважды вносились представления об устранении указанных нарушений закона, однако нарушения до настоящего времени не устранены и никаких мер по их устранению не предпринимается. Уточнив исковые требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального казённого общеобразовательного учреждения Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова в части необорудования здания школы кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия; обязать ответчиков оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

 

Рассмотрев спор, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что приведенные судом в качестве правового обоснования Письмо Минобрнауки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора, а также Приказ Рособразования прямой обязанности для образовательного учреждения и органа местного самоуправления по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения, кнопкой экстренного вызова, организации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия не предусматривают. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными правовыми актами. Поскольку законодательством не предусмотрены конкретные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, как вопроса местного значения, то они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

 

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 

В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

 

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

 

В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

 

На основании ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

 

В силу п.п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

 

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, либо частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

 

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

 

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

 

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

 

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

 

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

 

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

 

Согласно п.6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

 

Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

 

В силу п.2 ч.3 ст.28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

 

Как следует из п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

 

Согласно п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

 

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

 

Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

 

Согласно п.1.2 Устава муниципального казённого общеобразовательного учреждения Озёрская средняя школа имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова, функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Чердаклинский район» осуществляет муниципальное учреждение Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оснащению здания школы кнопкой экстренного вызова полиции, системой видеонаблюдения, организации охраны, как на образовательную организацию, так и на Управление образования, являющееся структурным подразделением органа местного самоуправления муниципального района и субъектом антитеррористической деятельности.

 

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

 

Учитывая, что установка системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции, организация охраны в образовательной организации является обязательной в силу закона, и в настоящее время школа данным требованиям не отвечает, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

 

При этом суд обоснованно исходил из того, что отсутствие системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции, организации охраны в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.

 

Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

 

Оснований к отмене решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

 

Доводы жалобы о необоснованном вмешательстве судебной системы в решение вопросов местного значения являются несостоятельными, поскольку решение суда первой инстанции об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.

 

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 29 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: