Судебный акт
Ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ
Документ от 02.09.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47059, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 18.8 ч.1.1, Изменено

                            УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бессчётнова Е.Б.                                                     Дело № 12-274/2014 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              02 сентября 2014 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Фёдорова Л.Г.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Нгуен В*** Х*** на постановление Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2014 года, которым суд постановил:

 

Признать гражданина Вьетнама Нгуен В*** Х*** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере  2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Административное выдворение осуществить за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу России за пределы России.

До принудительного  выезда за пределы Российской Федерации  поместить Нгуен В*** Х*** и содержать его в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Возложить исполнение настоящего постановления в части помещения Нгуен В*** Х*** в специальное учреждение для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, на руководителя ОСП по Засвияжскому району г. Ульяновска.

 

УСТАНОВИЛА:

 

19 августа 2014 года инспектором УФМС России по Ульяновской области Сайгушевым Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении *** в отношении гражданина Вьетнама Нгуен В*** Х*** по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении с другими материалами был направлен на рассмотрение в Засвияжский районный суд г.Ульяновска.

Рассмотрев административное дело Засвижяский районный суд г. Ульяновска  принял указанное выше постановление, которым Нгуен В*** Х*** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного  и контролируемого выезда из Российской Федерации.

В  жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Нгуен В*** Х*** просит отменить постановление судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2014 года, вынесенные в отношении Нгуен В*** Х*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на то, что выдворение приведет к нарушению его права на уважение личной и семейной жизни.

В обоснование доводов жалобы указано, что на территории Российской Федерации у него имеются несовершеннолетний ребенок, наказание в виде выдворения, на несколько лет разлучит семью. При назначении наказания суд не учел существенное обстоятельство наличие у Нгуен  В*** Х*** семьи на территории Российской Федерации.

 

В судебном заседании Нгуен В*** Х*** на удовлетворении жалобы настаивал, пояснил, что не оформил документы на проживание на территории Российской Федерации из-за отсутствия квоты.

 

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, обсудив  доводы жалобы, выслушав Нгуен В*** Х***, его защитника Пысенкова А.И., поддержавших доводы жалобы, свидетеля Н*** Т*** Б***, прихожу к следующему.

 

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

 

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 19 августа 2014 г. был выявлен факт нарушения гражданином Вьетнама Нгуен В*** Х*** режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2014 г. (л.д. 2),  копией паспорта гражданина Вьетнама на имя Нгуен В*** Х*** (л.д.4), сведениями из миграционного досье на Нгуен В*** Х***, в соответствии с которыми въехал он на территорию Российской Федерации 23 августа 2011 года, при этом у него имелась виза на период пребывания на территории России с 18 августа 2011 года по 03 ноября 2011 года, срок пребывания не продлевался (л.д. 5 - 7), которым судом была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное Нгуен В*** Х*** деяние, а именно: нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Нгуен В*** Х*** к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Нгуен В*** Х*** административного наказания судьей Засвияжского районного суда г.Ульяновска в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения части 2 статьи 4.1 данного Кодекса, учтены не были, фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, правовой оценки не получили.

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации в г. Ульяновске у Нгуен В*** Х*** проживает семья - Н*** Т*** Б***, с которой он состоит в фактических брачных отношениях и несовершеннолетний сын Н*** Т*** Ф***, *** 2003 года рождения (свидетельство о рождении *** № ***). Н*** Т*** Б*** и несовершеннолетний Н*** Т*** Ф*** проживают на территории Российской Федерации, на законных основаниях имея вид на жительство.

По пояснениям допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля Н*** Т*** Б*** она с ребенком имеют вид на жительство, длительное время проживают на территории Российской Федерации, ребенок посещает общеобразовательную школу в г. Ульяновске.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Нгуен В*** Х*** на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в  Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. №3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. №8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. №1-П и др.).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Нгуен В*** Х***, судьей Засвияжского  районного суда г.Ульяновска установлено не было.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Нгуен В*** Х*** административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. №1-П и от 14 февраля 2013 г. № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2014 г., подлежат изменению путем исключения из него указания на назначение Нгуен В*** Х*** административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

РЕШИЛА:

 

Постановление судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 19 августа 2014 г. изменить: исключить из него указание на назначение  Нгуен В*** Х*** административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части  постановление Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 19 августа 2014 года оставить без изменения.

Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения Нгуен В*** Х*** в специальное учреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации - отменить.

Освободить гражданина Вьетнама Нгуен В*** Х***, *** г.р., от содержания в специальном учреждении для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, где он содержался по постановлению Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2014 года.

 

Судья