Судебный акт
Школа видеонаблюдение
Документ от 26.08.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47043, 2-я гражданская, о признании бездействия, выразившегося в не оборудовании здания школы техническими средствами противопожарной и охранной защиты, обязании оборудовать школу техническими средствами противопожарной и охранной защиты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                          УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                                   Дело № 33 – 2829/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            26 августа 2014 года 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Шаряевой Л.О., 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Бряндинская средняя школа имени Народной артистки Е.А. Сапоговой  в части необорудования здания Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Бряндинская средняя школа имени Народной артистки Е.А. Сапоговой  кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частных охранных предприятий незаконным.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Бряндинская средняя школа имени Народной артистки Е.А. Сапоговой оборудовать здание Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Бряндинская средняя школа имени Народной артистки Е.А. Сапоговой кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образование МО «Чердаклинский район», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Бряндинская средняя школа имени Народной артистки Е.А.Сапоговой о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами частного охранного предприятия.

В обосновании иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки антитеррористической защищенности МКОУ Бряндинская средняя  школа имени Народной артистки РФ Е.А.Сапоговой было установлено, что в школе отсутствует кнопка экстренного вызова полиции с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения, не организована охрана учреждения силами ЧОП.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области ранее дважды вносились представления об устранении вышеуказанных нарушений закона: 17.09.2012 года №*** на имя главы администрации МО «Чердаклинский район» и 27.01.2014 года №*** на имя начальника управления образования МО «Чердаклинский район». Однако, как следует из ответов на них (от 26.10.2012 года №*** и от 25.02.2014 года №***), нарушения до настоящего времени не устранены и никаких мер по их устранению не предпринимается.

По уточненным в ходе рассмотрения дела требованиям прокурор просил суд признать бездействие МУ администрации МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования  МО «Чердаклинский район», МКОУ Бряндинская средняя школа имени Народной артистки России Е.А.Сапоговой в части необорудования здания МКОУ Бряндинская средняя школа имени Народной артистки России Е.А. Сапоговой кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, незаконным, обязать МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования  МО «Чердаклинский район», МКОУ Бряндинская  средняя школа имени Народной артистки России Е.А. Сапоговой оборудовать здание МКОУ Бряндинская средняя школа имени Народной артистки России Е.А. Сапоговой кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Приведенные судом в качестве правового обоснования Письма Минобрнауки РФ, Приказ Рособразования  прямой обязанности для образовательного учреждения и органа местного самоуправления по оборудованию школы системой видеонаблюдения, кнопкой  экстренного вызова, организации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия не предусматривают.

Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными правовыми актами. Поскольку законодательством не предусмотрены конкретные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, как вопроса местного значения, то они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

Кроме того, МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» принимаются меры по   обеспечению безопасности образовательных учреждений, в частности издан приказ от 30.03.2010 № 173 «О  дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений».

 

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу подпункта 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в МКОУ Бряндинская средняя школа имени Народной артистки Е.А.Сапоговой отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1.2 Устава МКОУ Бряндинская средняя школа имени Народной артистки РФ Е.А.Сапоговой, учредителем школы является администрация муниципальное образование «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оснащению здания школы кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт  в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, организации охраны, как на учебное заведение, МУ администрацию МО «Чердаклинский район»,  так и на Управление образования,  являющееся отраслевым органом администрации МО «Чердаклинский район» и субъектом антитеррористической деятельности.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Учитывая, что установка кнопки экстренного вызова полиции, системы видеонаблюдения, организация охраны в образовательной организации является обязательной в силу закона, и в настоящее время Бряндинская средняя школа имени Народной артистки РФ Е.А. Сапоговой такими системами не оснащена, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

При этом суд обоснованно исходил из того, что отсутствие кнопки экстренного вызова полиции, системы видеонаблюдения, организация охраны в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Оснований к отмене решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

Доводы жалобы о том, что МУ Управление образования «Чердаклинский район» были приняты меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения, а именно: издан приказ № *** от 30.03.2010 «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений», в соответствии с которым руководителям образовательных учреждений предписывается организация круглосуточного дежурства, проведение инструктажей, закрепление ответственных лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данные меры не являются действенными профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности.

Доводы жалобы о необоснованном вмешательстве судебной системы в решение вопросов местного значения являются несостоятельными, поскольку решение суда первой инстанции об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи