Судебный акт
Видеонаблюдение детсад
Документ от 12.08.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47031, 2-я гражданская, об обрудовании здания образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с вызовом на пульт в дежурную часть МО МВД России "Чердаклинский", системой видеонаблюдения и организации охраны силами ЧОП, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                                         Дело № 33 – 2659/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            12 августа 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Костюниной Н.В.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» и апелляционному представлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области  на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21 мая 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» в части необорудования здания муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия незаконным.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Архангельский детский сад «Антошка» оборудовать здание муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский» и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

В удовлетворении остальной части иска прокурору Чердаклинского района Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи  Костюниной Н.В., объяснения прокурора Николаевой Н.А., поддержавшей доводы апелляционного представления и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования МО «Чердаклинский район», МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» об оборудовании здания образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

В обоснование иска указал, что в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что в МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами ЧОП.

Выявленные нарушения могут повлечь существенное нарушение прав несовершеннолетних, а также поставить под угрозу их жизнь и здоровье. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушает права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья.

Прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области ранее дважды вносились представления об устранении вышеуказанных нарушений закона, но нарушения до настоящего времени не устранены.

Просил признать бездействие МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования МО «Чердаклинский район», МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» в части необорудования здания МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, незаконным, обязать МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования МО «Чердаклинский район», МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» оборудовать здание МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район» Налиткина Т.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Ссылается на то, что конкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, обязанности и полномочия органов местного самоуправления в приказе №2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» не указаны. Охрана образовательных учреждений силами охранных предприятий в приказе не упоминается. Письма Министерства образования и науки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году», «О методических рекомендациях», и прочие, на которые ссылается суд в решении, не возлагают каких-либо обязанностей по установлению системы видеонаблюдения и организации охраны на органы местного самоуправления. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными актами. Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, полагает, что они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

В апелляционном представлении прокурор Чердаклинского района Ульяновской области  полагает решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании бездействия в части необорудования помещения МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» системой видеонаблюдения, а также об обязании оборудовать помещение МДОУ Архангельский детский сад «Антошка»  системой видеонаблюдения незаконным и подлежащим отмене. Стандарт безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области распространяется только на образовательные организации начального общего, основного общего и среднего общего образования, то есть на школы, к детскому саду положения данного Стандарта не применимы. Суд, делая ссылку на количество посещающих МДОУ Архангельский детский сад «Антошка», ограничивает конституционное право посещающих данное учреждение воспитанников на образование, в том числе в безопасных условиях.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 2  Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3  "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с  пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании части 13 статьи 30  Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД «Чердаклинский», система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала  муниципального дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Минобразования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41  Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года            № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1.6 Устава МДОУ Архангельский детский сад «Антошка», функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. Функции и полномочия  собственника имущества МДОУ от имени МО «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только дошкольных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка»), организации охраны, как на дошкольное учреждение, так и на Управление  образования, являющегося отраслевым органом администрации  МО «Чердаклинский район» и субъектом антитеррористической деятельности.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Доводы жалобы о том, что МУ Управление образования «Чердаклинский район» были приняты меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения, а именно: издан приказ № 173 от 30.03.2010 «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений», в соответствии с которым руководителям образовательных учреждений предписывается организация круглосуточного дежурства, проведение инструктажей, закрепление ответственных лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данные меры не являются действенными профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности.

Оснований к отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в части признания незаконным бездействия ответчиков по необорудованию здания МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» системой видеонаблюдения и возложении обязанности по оборудованию здания дошкольного учреждения системой видеонаблюдения суд первой инстанции исходил из того, что количество детей в учреждении составляет 51 человек, при этом суд руководствовался п.4.5 Стандарта безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области, в котором предусмотрено, что наличие системы видеонаблюдения обязательно в здании общеобразовательной организации с численностью более 100 обучающихся.

На решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурором принесен протест, доводы которого заслуживают внимания.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012             № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

При таких обстоятельствах, Стандарт безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области не распространяется на дошкольные образовательные учреждения, то есть детские сады.

Отсутствие системы видеонаблюдения, в дошкольном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении малолетних воспитанников.

Осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

С учетом установленных по делу обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия ответчиков по необорудованию здания МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» системой видеонаблюдения и возложении обязанности по оборудованию здания дошкольного учреждения системой видеонаблюдения соответствуют требованиям пунктам 2,7 ст.2  Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 20.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п.5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", приказу Минобразования и науки Российской Федерации от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», следовательно, в их удовлетворении судом  было отказано необоснованно.

При таких обстоятельствах  решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия МУ администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управления образования МО «Чердаклинский район», МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» по не оборудованию системой видеонаблюдения муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» и  отказу в возложении обязанности по оборудованию здания дошкольного учреждения системой видеонаблюдения подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований, признать незаконным бездействие МУ администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управления образования МО «Чердаклинский район», МДОУ  Архангельский детский сад «Антошка» по не оборудованию здания муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» системой видеонаблюдения, обязав МУ администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управления образования администрации МО «Чердаклинский район», муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Архангельский детский сад «Антошка» оборудовать здание МДОУ Архангельский детский сад «Антошка» системой  видеонаблюдения.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Протест прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить.

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21 мая 2014 года отменить в части отказа прокурору Чердаклинского района в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципального учреждения Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» по не оборудованию системой видеонаблюдения муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения  Архангельский детский сад «Антошка».

Постановить в этой части новое решение.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» по не оборудованию системой видеонаблюдения здания муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка».

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Архангельский детский сад «Антошка» оборудовать здание муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Архангельский детский сад «Антошка» системой  видеонаблюдения.

В остальной части решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи