Судебный акт
Об обязании выдать удостоверение
Документ от 26.08.2014, опубликован на сайте 11.09.2014 под номером 46990, 2-я гражданская, об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк", РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                                     Дело №33-2861/2014 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               26 августа 2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шуенковой Л*** И*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 мая 2014 года, по которому постановлено:

 

Оставить без удовлетворения исковое заявление Шуенковой Л*** И*** к Министерству здравоохранения и социального развития по Ульяновской области об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Шуенковой Л.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шуенкова Л.И. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк».

В обоснование иска указала, что ее муж - Ш*** был участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», что подтверждается удостоверением серии *** № ***, выданным администрацией Ульяновской области.  По возвращении со службы Ш***. постоянно болел, жаловался на боли в теле, начиная с 1980 года лечился в больницах, был признан инвалидом. Медицинские документы мужа у нее не сохранились, а медицинские карты в лечебных учреждениях уничтожены, за истечением срока хранения. В 2005 году Ш***. умер. Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2000 № 229, утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча. В соответствии с Положением семьям, потерявшим кормильца из числа указанных граждан, выдается удостоверение установленного образца на основании следующих документов: удостоверения умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с Положением, свидетельства о браке, свидетельства о смерти, заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти гражданина с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча. В связи с тем, что Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет не может установить причинную связь смерти, Министерство труда и социального развития Ульяновской области не выдает удостоверение участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча Ш*** посмертно. Указанное удостоверение истице  необходимо для получения компенсаций и мер социальной поддержки, гарантированных Федеральным законом от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча». На основании изложенного, обращается с вышеуказанными требованиями. 

Просила признать отказ ответчика в выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации последствий в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча Ш***а В*** П***, незаконным; обязать  ответчика выдать указанное удостоверение.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Шуенкова Л.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое решение, полностью удовлетворяющее заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Дополнительно указывает, что материалами дела подтвержден факт наличия у Ш***. удостоверения участника ликвидации последствий аварии в 1957-1958 г.г. на производственном объединении «Маяк» №*** от 24.05.1995 г., из которого следует, что он имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы». Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела выписки из журнала ГУЗ Вешкаймская ЦРБ «Маяковцы», Ш*** проходил диспансеризацию с ноября 1957 по декабрь 1958, ему установлена инвалидность. Согласно журналу «Диспансеризации ЛПА ЧАЭС 1986-1990 г.г.»  Ш*** В.П. выставлен диагноз: а***. Межведомственный экспертный совет не мог установить причинно-следственную связь смерти Ш*** в виду отсутствия первичных медицинских документов. Данные документы на сегодняшний день не сохранились, ее вины в этом нет. Заблаговременно предвидеть наступление трудностей при оформлении документов она не могла. Считает, что суду следовало запросить необходимые документы для правильного разрешения спора, вызвать в суд врача, под наблюдением которого находился ее муж, однако суд этого не сделал, что повлекло принятие неправильного решения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика  Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, представителя третьего лица Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Шуенкова Л.И. является вдовой умершего ***.2005  Ш***. При жизни Ш***. с 15.11.1957  по 31.12.1958  принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году  на ПО «Маяк», что подтверждается справкой серии *** № *** от 03.04.1995.   Ш***. 24.05.1995  было выдано удостоверение  участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк», подтверждающее его право на  льготы и компенсации, предусмотренные для граждан, указанных в части 3 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В связи с имеющимися у Ш*** заболеваниями – «х***.», 17.09.1990 ему была установлена   *** группа инвалидности бессрочно, причина которой  - «общее заболевание».

***.2005 Ш0***. умер, причиной смерти явилось: а***».

Статьей 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах (часть 1).

Согласно  статьям 2 и 3 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" на указанных граждан, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, либо ставшими инвалидами вследствие воздействия радиации, гарантируются меры социальной поддержки в зависимости от последствий получения сверхнормативной дозы облучения.

Статьей 11 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 1, статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, гарантируется предоставление компенсаций, предусмотренных статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", сохраняются в случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В целях гарантированного получения мер социальной поддержки гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, выдаются удостоверения единого образца в определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке. (ст.14 Закона РФ № 175-ФЗ от 26.11.1998).  

Постановлением Правительства РФ от 20.11.1999 N 1281 "О мерах по реализации Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (п.2) предписано установить Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий порядок оформления и выдачи удостоверений.

Приказом МЧС РФ от 24.04.2000 N 229 утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

В соответствии с п.14 указанного Положения семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 1, статьях 2 и 3 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", выдается удостоверение установленного образца.

Основанием для выдачи удостоверения являются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Положением, свидетельство о браке, свидетельство о смерти; заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти гражданина с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Шуенкова Л.И. обращалась с заявлением о выдачи ей  удостоверения как вдове участника  ликвидации  последствий аварии в 1957 на ПО «Маяк», однако в выдаче ей было отказано в  связи с не установлением причинно-следственной связи смерти Ш***.  с выполняемой им работой по ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк».

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Шуенковой Л.И. не имеется. Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Как следует из анализа  вышеприведенных норм закона  предоставление  мер социальной поддержки сохраняется за членами  семей,  потерявшими  кормильца из числа граждан указанных в статьях 2 и 3 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» лишь в  случае, если смерть кормильца явилась следствием заболевания, вызванного воздействием радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также при условии, что он при жизни имел право на их предоставление, т.е. возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у него специального правового статуса лица, имеющего заболевание, связанное с указанной аварией, что давало ему право на получение мер социальной поддержки.  Соответственно основанием сохранения мер социальной поддержки для членов семьи, потерявших кормильца из числа инвалидов вследствие аварии на производственном объединении "Маяк", является его смерть вследствие радиационного воздействия, обусловленного данной аварией, а условиями предоставления таких мер - наличие у кормильца статуса инвалида из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации, подтвержденного соответствующим удостоверением и справкой об установлении инвалидности с указанием в качестве причины инвалидности заболевания, связанного с аварией на производственном объединении «Маяк».  

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" причинная связь заболеваний и инвалидности, имеющихся у граждан, указанных в статьях 1 и 12 настоящего Федерального закона, а также смерти указанных граждан с последствиями воздействия радиации устанавливается межведомственными экспертными советами.

Согласно Перечню заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных обходов в реку Теча», утвержденному Постановлением Правительства РФ,  начиная с 01.01.2005  установление причинной связи заболеваний с воздействием радиации вследствие Чернобыльской катастрофы возможно в отношении следующих классов заболеваний: это лучевые поражения (острая и хроническая лучевая болезнь, лучевая катаракта, лучевой гипотиреоз, местное лучевое поражение (лучевые ожоги), апластическая анемия, новообразования.

Поскольку причиной инвалидности Ш***. являлось общее заболевание, из  представленных истицей документов следует, что у ее мужа имелось заболевание, не входящее в указанный выше перечень, а также отсутствует документальное подтверждение наличия причинно следственной связи смерти Ш*** с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вывод суда об отсутствии правовых оснований для предоставления истице льгот и мер, социальной поддержки, предусмотренных  Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а соответственно и удостоверения, является правомерным.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Ш***у В.П. при жизни выдавалось удостоверение участника ликвидации аварии в 1957 году на производственном  объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1957-1958 годах, что является доказательством наличия причинно следственной связи имевшихся у него заболеваний с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча , а соответственно и основанием для выдачи удостоверения истице, является не состоятельной и основанной на неверном толковании закона.

Тот факт, что Ш***. являлся  участником ликвидации  аварии в 1957 году на производственном  объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1957-1958 годах не является основанием для сохранения мер социальной поддержки для членов его семьи. 

В силу ст.56 ГПК ПФ  каждая сторона обязана представить доказательства в подтверждение своей позиции по иску.

По ходатайству истицы судом  были запрошены медицинские документы  Ш***. как в поликлинике по месту жительства, так и в больницах, где он проходил стационарное лечение, а также в ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области». Как следует из представленных ответов, первичные медицинские  документы  Ш*** уничтожены в связи с истечением срока хранения. Представленные же выписки из журналов, книги протоколов заседаний ВТЭК недостаточны для установления наличия  причинной связи инвалидности, а также смерти  Ш***. с последствиями  воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Указанное подтверждено и решением экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России.

Поскольку  для установления права истицы на предоставление ей льгот и мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» необходимо документальное подтверждение  наличия причинно-следственной связи смерти ее мужа и имевшихся у него заболеваний с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча , в частности решение  Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, при отсутствии  указанного решения суд обоснованно отказал Шуенковой Л.И. в удовлетворении заявленных требований.

Доводы же апелляционной жалобы об отсутствии вины истицы в утрате медицинских документов ее мужа и обязанности суда установить, что причиной смерти Ш***. явилось воздействие радиации, не состоятельны и основанием к отмене судебного решения не являются.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шуенковой Л*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                           Судьи: