Судебный акт
Об обеспечении жильем ребенка-сироту
Документ от 26.08.2014, опубликован на сайте 11.09.2014 под номером 46978, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещеним, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                 Дело №33-2835/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               26 августа 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2014 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах  Воронина И*** И*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Воронина И*** И*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Воронина И*** И*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Вешкаймский район».

Иск прокурора Инзенского района Ульяновской области в интересах  Воронина И*** И*** к Правительству Ульяновской области оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., заключение прокурора Колгановой Е.А.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, действуя в интересах Воронина И.И., 1995 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что Воронин И.И., 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения.

Мать – Воронина Ю.Г. решением Вешкаймского районного суда от ***.2006 лишена родительских прав. Отец - Воронин И.Б. лишен родительских прав решением Вешкаймского районного суда от ***.2006.

Постановлением главы администрации МО «Вешкаймский район» от 08.04.2011 Воронин И.И. из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно выписке из приказа № *** от 23.09.2013 ОГ*** Воронин И.И. отчислен из числа студентов с 23.09.2013.

Собственником объектов недвижимости Воронин И.И. не является.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Воронина И.И. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:  МУ управление образования администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области, Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.

В связи с упразднением Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области его функции переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Воронин И.И.. включен в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «Вешкаймский район» Ульяновской области, не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В течение 2014 года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Министерством принимаются все меры по реализации Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области». На 10.04.2014 объявлены торги на приобретение 82 однокомнатных квартир. Воронин И.И. принят на учет с целью предоставления специализированного жилья, в Списки включено 791 человек, обеспечение истца в первоочередном порядке является незаконным.

В возражениях на жалобу прокурор Вешкаймского района Ульяновской области просит решение суда от 29.04.2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии истца Воронина И.И., представителей ответчиков Министерства  строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, представителей третьих лиц  МУ Управления образования администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Воронин И.И., ***1995 года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Воронина И.И. – Воронин И.Б. и Воронина Ю.Г.  лишены родительских прав решениями Вешкаймского районного суда Ульяновской области от ***.2006 и ***2006 соответственно.

Постановлением Главы Вешкаймского района Ульяновской области от 09.12.2005 № *** опекуном Воронина И.И. была назначена Михеева Е*** Н***. За несовершеннолетним Ворониным И.И., 26.06.1995 была закреплена жилая площадь по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, р.п. В*** (п. 3 постановления).

Постановлением Главы Вешкаймского района Ульяновской области от 08.04.2011 № *** пункт 3 постановления главы Вешкаймского района от 09.12.2005 № *** отменен.

С 03.09.2010 Воронин И.И. зарегистрирован и проживает по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, с. Б***, собственником  которого является бабушка истца - Михеева Е*** Н*** .

По сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области  Воронин И.И. жилых помещений в собственности не имеют.

Таким образом, Воронин И.И. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Воронин И.И. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, действующего в интересах Воронина И.И. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                Судьи: