Судебный акт
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации
Документ от 19.08.2014, опубликован на сайте 29.08.2014 под номером 46818, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенные средства реабилитации и оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                      Дело №33-2771/2014 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                    19 августа 2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 июня 2013 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и Областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске»по не обеспечению  Прохорова С*** Ю*** техническими средствами реабилитации обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке и обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки  согласно индивидуальной программе реабилитации от 17.02.2014 № ***

Взыскать с Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области в пользу Прохорова С*** Ю*** стоимость  самостоятельно приобретенного  средства реабилитации *** руб.*** коп.,  расходы  на проезд к месту лечения и обратно в размере  *** руб. *** коп.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области Кривошеева В.А. , поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Колгановой Е.А.,  возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда, действующий в интересах Прохорова С.Ю., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской  области, ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске», Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области  по г.Димитровграду и Мелекесскому району о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению инвалида  техническим средством реабилитации, взыскании денежных средств.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г.Димитровграда по обращению инвалида *** группы Прохорова  С.Ю., *** года рождения, проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что Прохоров С.Ю. является инвалидом *** группы. 17.02.2014 филиалом №7 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № ***. В разделе «Технические средства реабилитации» указаны следующие технические средства реабилитации:  обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки 1 пара, обувь ортопедическая  сложная  на утепленной  подкладке  1 пара.

До настоящего времени Прохоров С.Ю. указанными средствами реабилитации в полном объеме не обеспечен,  поставлен на учет в Министерство, как лицо нуждающееся в  указанных средствах реабилитации.

В связи с чем Прохоров С.Ю. был вынужден  приобрести  указанную обувь на личные средства, затратив на это *** руб., что подтверждается платежными документами.

Прохоров С.Ю. обратился к ответчику с заявлением о компенсации стоимости самостоятельно приобретенного средства реабилитации – 2 пар обуви ортопедической сложной с утепленной подкладкой и без утепленной подкладки, однако ему было отказано в связи с тем, что  ортопедическое изделие  приобретено  не в соответствии с ИПР *** от 17.04.2014. Кроме того, Прохоров С.Ю.  в период  времени с  июля 2013 года по апрель 2014 проходил трижды лечение в КБ № 123 ФМБА России в г.Одинцово, на указанные поездки им затрачено  *** руб. В удовлетворении его заявления о компенсации указанных затрат  на поездки к месту лечения и обратно ему также было отказано.

Считает данный отказ незаконным.

Просил признать незаконным бездействие ответчиков Министерства здравоохранения, социального развития  Ульяновской  области, ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий в г.Ульяновске», Управления Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области  по г.Димитровграду и Мелекесскому району по не обеспечению Прохорова  С.Ю., *** года рождения, техническими средствами реабилитации  обувью ортопедической согласно индивидуальной программе реабилитации от 17.02.2014 № ***; взыскать с ответчиков в пользу Прохорова С.Ю. денежные средства в размере *** руб. за самостоятельно приобретенные средства реабилитации и *** руб. расходы   по оплате  стоимости проезда  к месту лечения и  обратно.

В ходе уточнения исковых требований прокурор г.Димитровграда указал, что обязанность по обеспечению техническими и иными средствами реабилитации инвалидов в соответствии с действующим законодательством возложена на Министерство здравоохранения, социального развития  Ульяновской области, как на распорядителя бюджетных средств, а также на ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске», как на исполнителе  государственного задания по  заключению контрактов  для приобретения и обеспечения инвалидов ТСР,  в силу чего их бездействие по не обеспечению инвалида этими средствами незаконно.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку у Министерства отсутствуют полномочия по предоставлению гражданам бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации. Ссылка суда на Постановление Правительства Ульяновской области от 02.11.2012 №518-П «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, несостоятельна, поскольку указанное Постановление утратило силу. Согласно действующему в настоящее время законодательству, обязанность по предоставлению технических средств реабилитации, а также обеспечение проезда к месту лечения и обратно возложены на ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске».

Дело рассмотрено в отсутствии истца, представителя ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что 18.03.2014 Прохоров С.Ю.  за счет собственных средств приобрел  1 пару обуви ортопедической сложной на утепленной  подкладке и 1 пару обуви ортопедической сложной без утепленной подкладки,  оплата в сумме *** руб. произведена 18.03.2014, что подтверждается представленными платежными документами. С заявлением о возмещении стоимости приобретенного ТСР Прохоров С.Ю. обратился к ответчику 28.04.2014.

Истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, поскольку приобретенное ТСР не  ответствовало действующей ИПР № *** от 17.02.2014.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные в решении обстоятельства не могут являться основанием для отказа, поскольку результатами проведенного медицинского освидетельствования, изложенными в индивидуальной программе реабилитации от 17.02.2014 № ***, была подтверждена нуждаемость инвалида Прохорова С.Ю. в таком техническом средстве реабилитации, как  обувь ортопедическая сложная, которая и была приобретена Прохоровым С.Ю.

Согласно пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 22.01.2014) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из информации, размещенной на официальном сайте Министерства здравоохранения, социального развития  Ульяновской области,    стоимость последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации – обувь ортопедическая сложная взрослая на утепленной подкладке при различных деформациях стоп по состоянию на 29.05.2014 года составляет *** руб., стоимость ортопедическая  сложная взрослая без утепленной  подкладки при различных деформациях стоп составляет *** руб.  Стоимость самостоятельно приобретенного Прохоровым С.Ю. ТСР составляет *** руб., что превышает стоимость последнего заказа на поставку ТСР.

В связи с чем, суд правильно определил, что  в пользу Прохорова С.Ю. следует взыскать стоимость  самостоятельно приобретенного  средства реабилитации в размере *** руб.

В период с 01.04.2014 по 25.04.2014, с 30.09.2013 по 09.01.2014, с 27.02.2014 по 31.03.2014    Прохоров С.Ю.  проходил стационарное лечение в  Центре диабетической стопы ФМБА России г.Одинцово Московской области по направлениям КБ № 172 ФМБА России, что подтверждается соответствующими справками, а также выписными  эпикризами.

В связи с прохождением стационарного лечения Прохоров С.Ю. приобрел билеты на проезд на железнодорожном транспорте:  на 29.09.2013,   26.02.2014, 25.04.2014, 10.01.2014 в плацкартный вагон  направление Димитровград-Москва и Москва-Димитровград стоимостью соответственно *** руб.,  *** руб.,*** руб.,*** руб. Таким образом, общая стоимость  приобретенных Прохоровым С.Ю.  билетов составила  *** руб.*** коп.

Согласно пункту 2 части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В связи с отсутствием государственного контракта с организациями транспортного обслуживания на предоставление инвалидам бесплатного проезда к месту лечения и невозможностью в связи с этим выделения истцу специального талона и именного направления на безденежный проезд, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований в данной части.

Судебная коллегия полагает, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения  со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов правом на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Поскольку допущено нарушение прав истца по предоставлению ему проездных документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в указанной части.

Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части определения надлежащего ответчика по компенсации произведенных истцом расходов.

Суд первой инстанции, приходя к выводу о том, что компенсировать расходы  должно Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области сослался на Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.11.2012 № 518-П, однако данный нормативный акт утратил силу с 22.11.2013.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской обл. от 19.12.2013 N 620-П "О порядке осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно"
определение размера стоимости ТСР (изделия, услуги), назначения и выплаты компенсации осуществляется Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (п.1.4 Приложения №4 к Постановлению).

Предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки.

На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.04.2010г. № 239-пр было создано ОГКУСО  «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».

Согласно абзацу 5 п.1.1 Устава ОГКУСО  «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (включая выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, изделия и (или) оказанную услугу, определение размера и  информирования граждан о размере указанной компенсации), предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение (далее – СКЛ) и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставления путевок на реабилитацию гражданам пожилого возраста, не являющимся инвалидами, бесплатного обеспечения отдельными видами ПОИ и бесплатного осуществления их ремонта лицам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающимися в обеспечении ПОИ.

В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора в интересах Прохорова о взыскании произведенных расходов по приобретению ортопедической обуви и проездных билетов к месту лечения и обратно является ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».

 Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 июня 2013 года в части взыскания с Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области в пользу Прохорова С*** Ю*** стоимости  самостоятельно приобретенного  средства реабилитации, расходов  на проезд к месту лечения и обратно, отменить.

Постановить в этой части новое решение.

Взыскать с Областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» в пользу Прохорова С*** Ю*** стоимость  самостоятельно приобретенного  средства реабилитации *** руб.*** коп.,  расходы  на проезд к месту лечения и обратно в размере  *** руб. *** коп.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

 

Судьи