УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Родионова В.П.
Дело №33-2692/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
12 августа 2014 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.
судей Фоминой В.А.,
Казаковой М.В.
при секретаре
Пузакиной К.К.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 мая
2014 года, по которому постановлено:
Иск прокурора
Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Самарина А*** Ю***
к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого
помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения,
удовлетворить.
Признать
незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению
Самарина А*** Ю*** жилым помещением по договору социального найма
специализированного жилого помещения.
Возложить
обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области обеспечить Самарина А*** Ю*** жилым помещением
по договору социального найма специализированного жилого помещения в
г.Ульяновске Ульяновской области.
В удовлетворении
иска прокурора Засвияжского района города Ульяновска к Правительству
Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по
договору социального найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска
указал, что прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства,
направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что Самарин А.Ю., 1985
г.р., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, закрепленного жилого помещения не имеет.
Мать истца С*** Е.А.
решением Ленинского районного суда от 26.12.1997 г. лишена родительских прав.
Отец С*** Ю.Ю. решением Алексинского городского суда Тульской области от
04.04.2002 также лишен родительских прав. 02.04.2013 Самарин А.Ю. включен в
список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение
ему не предоставлено.
Просил признать
незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области
по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и
Правительство Ульяновской области обеспечить истца специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В
обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для
обеспечения жилым помещением сирот во
внеочередном порядке. Указывают, что в настоящее время в список детей-сирот
включено 791 человек, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору
социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление
истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Судом первой
инстанции установлено, что Самарин А.Ю., ***1985 года рождения, относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца С***
Е.А. лишена родительских прав решением Ленинского районного суда от 26.12.1997,
отец С*** Ю.Ю. лишен родительских прав решением Алексинского городского суда
Тульской области от 04.04.2002.
В период с
01.10.1992 по 31.08.2001 Самарин А.Ю. находился на полном государственном
обеспечении в Чердаклинском детском доме Ульяновской области, в период с
01.09.2011 по 03.03.2003 обучался в *** г.Ульяновска.
Жилое помещение за
Самариным А.Ю. не закреплялось. Жилья в собственности и по социальному найму
истец не имеет.
02.04.2013 Самарин
А.Ю. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Согласно ч.1 ст.52
и ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма
предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев, в
порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за
исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.2 ч.2
ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма
предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в
том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских
домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) а также по
окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из
учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с
ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под
опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после
окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,
а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по
окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после
возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы,
обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди
жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из содержания ст.1
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» следует, что положения данного закона
распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом,
граждане, имеющие право на льготное (внеочередное) предоставление жилья
согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» для реализации этого права до
достижения ими 23 лет должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных
условий в установленном действующим жилищным законодательством порядке
соответствующим органом местного самоуправления, и приняты на учет в таком качестве.
Достижение лицом
23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в
жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для
лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное
предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает
соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Судом установлено,
что Самарин А.Ю. в установленный законом срок с заявлением о признании его
нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения вне
очереди в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в администрацию
Чердаклинского района и администрацию г.Ульяновска не обращался. Данных о
постановке его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения
23-летнего возраста, в том числе на основании заявления органа опеки, в
материалах дела не имеется.
02.04.2013 Самарин
А.Ю. впервые включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, к этому моменту истец
достиг 28-летнего возраста.
В суде первой
инстанции истец пояснял, что с заявлением о предоставлении жилья он не
обращался, случайно узнал об изменении законодательства и в 2013 году обратился
в органы опеки и попечительства, после чего был включен в список
детей-сирот, нуждающихся в жилом
помещении.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта
включения истца в 2013 году в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда.
Данные выводы суда
первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права,
что в силу ч.2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ является
основанием для изменения решения.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, содержащихся в абз.
3 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня
2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального
законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»,
судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение
суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной
жалобы, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
При этом, судебная коллегия учитывает характер спорных правоотношений,
связанных с обеспечением жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда, наличием списка детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда, в который
включены кроме истца 790 человек, обладающих правом на предоставление жилых
помещений специализированного государственного жилищного фонда.
Проанализировав
нормы федерального законодательства, судебная коллегия считает, что учет
детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами
опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до
18 лет и впоследствии не исключается возможность лиц из числа детей-сирот в
совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в
органах местного самоуправления.
Таким образом,
законодатель ограничил право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на внеочередное обеспечение жильем пресекательным сроком -
необходимость обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке
на учет нуждающихся в жилых помещениях, постановки на такой учет до достижения
23 лет лица, относящегося к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим
(поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного
возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о
предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Самарин А.Ю. на
воспользовался до 23 лет своим правом на постановку на учет в качестве
нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения, в удовлетворении
заявленных исковых требований следует отказать, поскольку истец утратил статус
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и право
на предоставление жилья согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №
159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
При таких
обстоятельствах в соответствии со ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене.
Судебная коллегия
находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение,
которым в удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района
города Ульяновска, действующего в интересах Самарина А*** Ю***, к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, Правительству Ульяновской области о признании незаконным бездействия
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному
обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого
помещения; предоставлении жилого помещения по договору социального найма
специализированного жилого помещения отказать.
Руководствуясь
ст.ст. 327.1, 330, 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 14 мая 2014 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении
исковых требований прокурора Засвияжского района города Ульяновска,
действующего в интересах Самарина А*** Ю***, к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству
Ульяновской области о признании незаконным бездействия Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению истца
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения;
предоставлении жилого помещения по договору социального найма
специализированного жилого помещения отказать.
Председательствующий
Судьи: