Судебный акт
Об установлении видеонаблюдения
Документ от 22.07.2014, опубликован на сайте 22.08.2014 под номером 46716, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России "Чердаклинский", системой видеонаблюдения и организовать охрану силами частного охранного предприятия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                Дело № 33 - 2310 / 2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             22 июля 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального учреждения Управление образование администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального казенного общеобразовательного учреждения Крестовогородищенская средняя школа в части необорудования здания муниципального казенного общеобразовательного учреждения Крестовогородищенская средняя школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия незаконным.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное учреждение Управление образование администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Крестовогородищенская средняя школа оборудовать здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения Крестовогородищенская средняя школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.     

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, выслушав объяснения представителей Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Налиткиной Т.И., Сулейманова Э.Н., поддержавших доводы жалобы, а также выслушав прокурора Сальникова А.А., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образование администрации МО «Чердаклинский район», МКОУ Крестовогородищенская средняя школа о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.     

В обоснование исковых требований указано, что в рамках проведенной прокурорской проверки установлено, что состояние антитеррористической защищенности вышеназванного образовательного учреждения находится не на должном уровне. Так, в помещении вышеназванного общеобразовательного учреждения отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Выявленные нарушения существенно нарушают права несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

17.09.2012 и 27.01.2014 прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области вносились представления об устранении вышеуказанных нарушений закона, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены и никаких мер по их устранению не предпринимается.

С учетом изложенного, прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просил суд признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность по устранению  вышеуказанных недостатков.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской областине соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что приведенные в решении суда нормативно-правовые акты не предусматривают прямой обязанности для образовательного учреждения и органа местного самоуправления в лице администрации муниципального района по оборудованию здания школы кнопкой экстренного вызова полиции, системой видеонаблюдения и организации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.  Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативно-правовыми актами.

Требования прокурора и суда по возложению на ответчиков обязанностей предпринять именно данный комплекс мер по профилактике терроризма нельзя признать обоснованными, так как действующее законодательство не раскрывает само понятие «профилактика терроризма». Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма в качестве вопросов местного значения, то они вправе самостоятельно определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса, а также их сроки и объём выделяемых из местных бюджетов средств.

Управлением образования МО «Чердаклинский район» издан приказ от 30.03.2010 №173 «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений». На основании данного приказа образовательным учреждением произведен комплекс действий по профилактике терроризму, каждое образовательное  учреждение имеет паспорт антитеррористической безопасности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения МКОУ Крестовогородищенская средняя школа законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения. В ходе проведенной проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, кнопка экстренного вызова полиции, охрана учреждения не организована.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции, а также факт отсутствия организации охраны учреждения ответчиками не оспаривается.

Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Так, приказом от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 гг., из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебном процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Принимая во внимание указанные выше акты и учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении охраны, системы видеонаблюдения и тревожной кнопки способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в школе системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции и организации охраны службами охранного предприятия.

Доводы жалобы, суть которых сводится к необоснованному возложению на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области указанной выше обязанности, судебная коллегия находит несостоятельным.

Согласно уставу МКОУ Крестовогородищенская средняя школа учредителем школы является администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Кроме того, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 года Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Чердаклинский район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам  и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи