Судебный акт
По иску прокурора скотомогильник
Документ от 22.07.2014, опубликован на сайте 18.08.2014 под номером 46641, 2-я гражданская, об обязании принять меры к постановке на учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Асанидзе Э.Г.                                                                         Дело № 33-2401/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            22 июля 2014 года                                                                      

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 марта 2014 года, которым постановлено:

Исковое заявление Прокурора Кузоватовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 г. принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного около 1 км к юго-востоку от села Б*** Кузоватовского района Ульяновской области.

Обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 г. обустроить скотомогильник, расположенный около 1 км к юго-востоку от села Б*** Кузоватовского района Ульяновской области в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м; оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику; крышку скотомогильника закрыть на замок, ключи от которого хранить у специально назначенных лиц; территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой 2 м; оборудовать помещение для вскрытия трупов животных.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе  Сальникова А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с  иском  к Правительству Ульяновской области, в котором просил:

- обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного около 1 км к юго-востоку от села Б*** Кузоватовского района Ульяновской области;

- обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 обустроить скотомогильник, расположенный около 1 км к юго-востоку от села Б*** Кузоватовского района Ульяновской области в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м; оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику; крышку скотомогильника закрыть на замок, ключи от которого хранить у специально назначенных лиц; территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой 2 м; оборудовать помещение для вскрытия трупов животных.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Кузоватовского района с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Ульяновской области была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при эксплуатации скотомогильников на территории Кузоватовского района. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области в юго-восточном направлении от села Б*** на расстоянии около 1000 м от населенного пункта расположен скотомогильник, который используется по назначению, в яме имеются полуразложившиеся трупы животных. При этом в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации скотомогильник не обустроен.

В силу бесхозности данного скотомогильника, соблюдение требований законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил является невозможным. Несоблюдение установленных законодательством требований может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь, здоровье граждан будут поставлены под угрозу. В соответствии с действующим законодательством вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение суда отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска к Правительству Ульяновской области. Полагает, что судом неверно применена статья 225 ГК РФ, поскольку названная норма определяет специального субъекта, обладающего правом обращения с требованиями в отношении бесхозяйной вещи, которым является муниципальный орган. Указывает, что скотомогильник не может являться собственностью субъекта Российской Федерации, поскольку в установленном законом порядке в собственность субъекта не передавался, за счет средств бюджета субъекта РФ не возводился.  

Не принят во внимание судом  тот факт, что государственным ветеринарным инспектором по Кузоватовскому району Ульяновской области  24.08.2012 вынесено решение о запрещении эксплуатации скотомогильника. В связи с чем, требование прокурора Кузоватовского района Ульяновской области о принятии мер к постановке на учет спорного объекта в виде скотомогильника необоснованно и незаконно, поскольку данный скотомогильник закрыт и отсутствует предмет спора.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В силу статья 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6  Федерального  закона  от  6  октября  2003  года  N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года            N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет  как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного около 1 км. к юго-востоку от села Б*** Кузоватовского района.

Доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к несогласию с указанным выводом суда первой инстанции, являются несостоятельными.

Ссылки в жалобе на то, что спорный объект является федеральной собственностью, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения он повлечь не может.

Доводы апелляционной жалобы о том, что скотомогильник запрещен к эксплуатации, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не является основанием для его отмены.

Главным государственным ветеринарным инспектором по Кузоватовскому району 24 августа 2012 года было принято решение о запрещении эксплуатации и закрытии места утилизации биологических отходов (скотомогильника), находящегося в с.Б***, ввиду его безопасности для окружающей среды и населения и отсутствия биологических отходов для захоронения.

Однако в ходе проведенной прокуратурой Кузоватовского района проверки было установлено, что указанный скотомогильник используется по настоящее время, поскольку на момент проверки в нём имелись полуразложившиеся трупы животных.

Постановлением Правительством Ульяновской области от 17 июля 2013 года № 302-П утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области (далее – Порядок).

Пункт 1.2 Порядка устанавливает последовательность проводимых на территории Ульяновской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен.

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что под неиспользуемым скотомогильником понимается участок земли площадью не менее 600 кв.м, имеющих одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет  не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.

Согласно п. 1.4 Порядка его требования  не распространяются, в том числе на действующие (используемые) скотомогильники.

Поскольку скотомогильник используется и по настоящее время, он в соответствии с требованиями Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области ликвидирован быть не может, соответственно, суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Ульяновской области обязанность привести его в соответствие с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, принять меры к постановке на учет.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи