Судебный акт
По иску прокурора скотомогильник
Документ от 15.07.2014, опубликован на сайте 18.08.2014 под номером 46640, 2-я гражданская, об обязании обустроить скотомогильник, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                         Дело № 33-2297/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            15 июля 2014 года                                                                      

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 марта 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Кузоватовского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области удовлетворить.

Обязать  Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 г. принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного около 1 км к северо-западу от села К*** Кузоватовского района Ульяновской области

Обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014г. обустроить скотомогильник, расположенный около 1 км к северу-западу от села К*** Кузоватовского района Ульяновской области в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства РФ, а именно: над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6м, шириной 3 м, оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику, с внутренней стороны забора скотомогильника по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, обустроить перекидной мост через траншею, территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой 2м, установить ворота, которые будут запираться на замок, ключи от замка хранить у специально назначенных лиц, оборудовать помещение для вскрытия трупов животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

В иске к Департаменту Ветеринарии Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе  Николаевой Н.Н., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с  иском  к Правительству Ульяновской области, в котором просил:

- обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного около 1 км к северо-западу от села К*** Кузоватовского района Ульяновской области;

- обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 обустроить скотомогильник, расположенный около 1 км к северо-западу от села К*** Кузоватовского района Ульяновской области в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: над ямой на высоте 2,5 м построить навес 6 м, шириной 3 м, оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику, с внутренней стороны запора скотомогильника по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из внутреннего грунта, обустроить перекидной мост через траншею, территорию скотомогильника огородить глухим запором высотой 2 м, установить ворота, которые будут запираться на замок, ключи от замка хранить специально назначенных лиц, оборудовать помещение для вскрытия трупов животных и хранения дезинфицирующих средств, например, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Кузоватовского района с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Ульяновской области была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при эксплуатации скотомогильников на территории Кузоватовского района. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования Еделевское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области в северо-западном направлении от села  К*** на расстоянии около 1000 м от населенного пункта расположен скотомогильник, который используется по назначению, в яме имеются полуразложившиеся трупы животных. При этом в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации скотомогильник не обустроен.

В силу бесхозности данного скотомогильника, соблюдение требований законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил является невозможным. Несоблюдение установленных законодательством требований может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь, здоровье граждан будут поставлены под угрозу.

В соответствии с действующим законодательством вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение суда отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска к Правительству Ульяновской области. Полагает, что судом неверно применена статья 225 ГК РФ, поскольку названная норма определяет специального субъекта, обладающего правом обращения с требованиями в отношении бесхозяйной вещи, которым является муниципальный орган.

Указывает, что скотомогильник не может являться собственностью субъекта Российской Федерации, поскольку в установленном законом порядке в собственность субъекта не передавался, за счет средств бюджета субъекта РФ не возводился.  

Считает, что данное дело подлежит прекращению, поскольку ранее Ленинским судом г.Ульяновска было рассмотрено аналогичное дело №2-4293/11, которое было прекращено в связи с отказом прокурора от иска.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу МУ администрация МО «Кузоватовский район» считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу  не подлежащей удовлетворению.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В силу статья 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6  Федерального  закона  от  6  октября  2003  года  N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет  как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного около 1 км. к северо-западу от села К*** Кузоватовского района Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к несогласию с указанным выводом суда первой инстанции, являются несостоятельными.

Ссылки в жалобе на то, что спорный объект является федеральной собственностью, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения он повлечь не может.

Оснований для прекращения производства по делу также не усматривается.

Настоящий иск был подан прокурором Кузоватовского района по иным основаниям, отличным от ранее рассмотренных исковых требований Ленинским районным судом (гражданское дело № 2-4293/11).

Основанием для прекращения производства по делу №2-4293/11 послужил отказ прокурора от иска в связи с тем, что вышеуказанный скотомогильник не использовался, и был закрыт в установленном порядке.

В 2013 году данный скотомогильник использовался СПК «Б***», на момент прокурорской проверки в нём имелись полуразложившиеся трупы животных, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.

В соответствии с Порядком ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительством Ульяновской области от 17 июля 2013 года № 302-П данный скотомогильник ликвидирован быть не может, поскольку не относится к числу неиспользуемых (не прошло 2 года с момента последнего захоронения).

Соответственно, прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском о приведении скотомогильника в соответствие с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, и постановке его на учет.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи